Требования ГИМС МЧС России к техническому состоянию прогулочных судов

Плавучесть, остойчивость и непотопляемость судна

Показатели плавучести, остойчивости и непотопляемости судна характеризуют его мореходность и являются основными факторами при определении возможности плавания судна в назначенных районах.

  1. Плавучесть, остойчивость и непотопляемость судна считаются обеспеченными, если его запас плавучести и начальная остойчивость соответствуют установленным нормам.
  2. Техническая документация по плавучести и остойчивости сертифицированного судна должна включать в себя:
  • теоретический чертеж
  • диаграммы статической остойчивости ;
  • чертежи общего расположения.

Для судов, имеющих штатное парусное вооружение, в составе технической документации должны быть также чертежи парусов.

3.   На несертифицированных судах характеристики плавучести, остойчивости и непотопляемости определяются опытным путем.
4.   При рассмотрении вопросов плавучести и остойчивости, если особо неоговаривается, все характеристики судна относятся к его водоизмещению при полной нагрузке.
5.   Требования по плавучести и остойчивости, изложенные ниже, распространяются на маломерные суда, осуществляющие плавание в водоизмещающем режиме.

6.   Надводный борт.

6.1.   Минимальная высота надводного борта определяется от уровня действующей ватерлинии до первого открытого отверстия в корпусе судна или до комингса люка (кокпита).
6.2.   Минимальный надводный борт маломерных судов при полном водоизмещении должен быть не менее 6% наибольшей длины судна. В зависимости от минимальной высоты надводного борта определяется высота волны, при которой может плавать судно по графику (рис. 248). В зависимости от минимальной высоты надводного борта устанавливаются район плавания и возможное удаление судна от берега.

7.   Остойчивость судов.

7.1.   Статическая остойчивость проверяется в соответствии с существующим ГОСТом, при полном водоизмещении судна на тихой воде и при глубине, полностью исключающей касание корпуса или выступающих частей судна о грунт.
7.2.   Моторные и гребные суда при полном водоизмещении должны иметь такую поперечную статическую остойчивость, чтобы при действии кренящего момента, создаваемого грузом, равным по массе 60% грузоподъемности, угол крена был меньше угла входа в воду бортовой кромки палубы или верхней кромки борта (угла заливания).

Место расположения центра масс этого груза при испытаниях должно быть:

  • по высоте - 0,3 м над местами для сидения пассажиров и экипажа для катеров и мотолодок и 0,25 м над банками для сидения - на гребных судах;
  • по длине и ширине - в общем расчетном центре масс всех пассажиров и экипажа, смещенных на штатных сидениях к одному борту так, чтобы их центры масс находились на расстоянии 0,2 м от внутренней кромки планширя или комингса кокпита этого борта.

При размещении людей попарно относительно диаметральной плоскости их центры масс совмещаются. Оставшийся груз массой, равной 40% грузоподъемности, должен быть размещен в местах, предназначенных для багажа, а если они отсутствуют - в диаметральной плоскости на
еланях.

7.3   Суда в неповрежденном состоянии не должны иметь постоянного крена. Дифферент не должен отличаться от указанного в спецификации больше, чем на 0,5° на корму.
7.4  У судов, имеющих техническую документацию, остойчивость должна определяться по диаграммам остойчивости.
7.5.  Если в технической документации на судно не указаны варианты его нагрузки, являющиеся наихудшими для остойчивости, то ее проверку следует производить по диаграммам, рассчитанным для него при полном водоизмещении и для судна без груза с минимальным процентным содержанием запасов (при наименьшем водоизмещении).
7.6.   Остойчивость парусных (парусно-моторных) судов рассчитывается и проверяется по формуле:

где: Вн6, Ннб - наибольшие ширина и высота борта корпуса соответственно, м; Lквл - длина судна по ватерлинии, м;
Tмид- осадка судна на миделе, м;
К  - коэффициент, равный

где Gб - масса балласта, кг;
Dпор - водоизмещение порожнем, т.

7.7.   Остойчивость парусного (парусно-моторного) судна определяется с учетом наибольшей ветровой нагрузки, которую может выдержать судно с полным парусным вооружением. При этом рассчитывается минимальная скорость ветра, при которой судно с минимальной нагрузкой будет двигаться с постоянным креном 30°.

Для расчета используется формула:

где      vв - скорость ветра, м/с;
Sп - полная суммарная площадь парусов, кв.м;
hп - плечо равнодействующей силы ветра, действующей на парус, равное расстоянию между центром парусности (ЦП) и центром бокового сопротивления судна (ЦБС), расположенного примерно на половине осадки судна по вертикали, м.

В расчете принимается hп = 0,51.
где  1 = hm + 0,5 Тмид - высота мачты над ЦБС, м; hм-высота мачты над ватерлинией, м;
Тмид- осадка на миделе при Dпop, м;
Мзо - восстанавливающий момент судна при крене, равном 30°, тем.
Величина восстанавливающего момента М30 снимается с диаграммы статической остойчивости при водоизмещении порожнем .
При отсутствии технической документации значение восстанавливающего момента можно получить практически путем наклонения судна на тихой воде на угол 30° усилиием, приложенным к топу мачты (рис. 249).

Рис. 249.

В этом случае величина восстанавливающего момента определяется по формуле:

M30 = Qxl = Qx(hm + 0,5Tмид)

где     Мзо - момент, численно равный восстанавливающему моменту судна при крене 30°, тс;
Q -   сила, которая удерживает судно с креном 30?, тс, (замеряется с помощью динамометра);
l -     плечо силы Q, м;
hм -   высота мачты над действующей ватерлинией, м;
Тмид- осадка на миделе по действующую ватерлинию (при Dпop).

Для ориентировочной оценки максимальной скорости ветра величину восстанавливающего момента при крене 30° можно определить по приближенной формуле:

M30 ~ = 0,52D x h

где     Мзо - восстанавливающий момент, тс.м,
D - водоизмещение яхты порожнем, тс,
h = 0,9-1,2 м - начальная поперечная метацентрическая высота.

Допустимая скорость ветра определяется по формуле:

υвдоп = < 2/3 vв

Разрешенный район плавания определяется значением допустимой скорости ветра (vвдоп), вычисленной для наибольшей по площади рабочей комбинации парусов при минимальной загрузке судна.

7.8.    Остойчивость неповрежденного надувного судна должна быть такова, чтобы при размещении груза, равного 60% полной грузоподъемности, на любом борту с нахождением остальных 40% грузоподъемности в диаметральной плоскости, у судна оставалась положительная высота надводного борта (до верха надувной трубы) по всему периметру судна.
7.9.   При плавании на байдарке под парусом для сохранения положительной остойчивости должен устанавливаться параллельно корпусу и жестко с ним связываться поплавок. Если принять расстояние между диаметральной плоскостью (ДП) байдарки и поплавка равным 1 м, то рекомендуемая площадь паруса, в зависимости от объема прикрепляемого поплавка, определяется по таблице.
При изменении вместимости поплавка или расстояния между диаметральными площадями байдарки и поплавка пересчет производится по формуле:

где      V - объем одного поплавка по таблице, л;
L- расстояние между ДП байдарки и ДП поплавка, принятое в таблице (I = 1м);
V1 - новое значение объема поплавка, л;
L1- новое расстояние между ДП байдарки и ДП поплавка, м.

 

Тип байдарки

Количество

парусов

Рекомендуемые площади парусов (кв. м.)

0

25

50

75

100

Салют-4,7

1

2

3,5

5

6

7,5

2

2,5

4

6

7

9

Салют-5,2

1

2,5

4

5

6,5

8

2

3,5

5

6

7,5

9,5

Нептун

1

2

3,5

5

6

7,5

2

2,5

4

6

7

9

RZ-85

1

2

3,5

5

6,5

7,5

2

2,5

4

6

7,5

9

Колибри- 1

1

2

3

4,5

6

7

2

2,5

3,5

5,5

7

8,5

 

Для байдарок, не указанных в таблице, площадь паруса подбирается по прототипу. Вместо надувного поплавка может быть использован поплавок, изготовленный из твердых материалов, но с одинаковой плавучестью.

8.   Непотопляемость.

8.1.   Суда в случае аварийного затопления должны сохранять положительные запас плавучести и остойчивость, для чего они должны быть оборудованы непроницаемыми воздушными ящиками, герметичными отсеками или блоками плавучести, размещенными по возможности в верхней части судна и распределенными по длине корпуса соответственно расположению наиболее тяжелых статей нагрузки судна. На пластмассовых судах встроенные воздушные ящики должны быть заполнены пенопластом.
8.2.   В соответствии с существующим ГОСТом, суда, при водоизмещении, равном разности между полным водоизмещением и массой людей, количество которых предусмотрено для размещения на судне (количество пассажиров и экипаж), в заполненном водой состоянии (при аварийном затоплении) на тихой воде должны иметь:

  • запас плавучести, позволяющий судам оставаться на плаву, а также избыточный запас плавучести, составляющий не менее 10% грузоподъемности, при этом бортовая кромка палубы или верхняя кромка борта на мидель-шпангоуте не должны входить в воду;
  • запас плавучести, позволяющий судам, имеющим деления на отсеки, оставаться на плаву при затоплении любого одного отсека; при этом аварийная WL не должна пересекать предельную линию погружения, которая должна проходить ниже палубы или открытых отверстий не менее чем на 75 мм
  • аварийную остойчивость, достаточную, чтобы суда не переворачивались от действия приложенной в плоскоси мидель - шпангоута к любому борту массы, равной 5% грузоподъемности.

8.3.   Количество герметичных секций для конкретного типа надувного судна устанавливается технической документацией, но должно быть не менее двух, они должны быть герметичны и иметь при эксплуатации избыточное рабочее давление, указанное в технической документации.
8.4.   Указанные суда должны сохранять положительную плавучесть" при полной загрузке в случае повреждения любой одной секции.
8.5.   Полностью затопленное судно с полным комплектом своего оборудования, двигателем, полным запасом топлива и количеством людей, соответствующим спецификации (при полной загрузке), должно сохранять положительные плавучесть и остойчивость.
8.6.   Воздушные ящики на судне должны быть герметичны, в блоках плавучести должен находиться материал, указанный в технической документации.
Основанием для оценки технического состояния судна по данному разделу как "годное" является выполнение вышеуказанных требований. Основанием для оценки технического состояния судна как "запрещенное к эксплуатации" является несоответствие хотя бы одному из вышеперечисленных требований. Оценка "ограниченно годное" по данному разделу не применяется.

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100