Тросы парусных яхт

Трос — обобщенное название гибкой тяги обычно круглого (но могут быть квадратные, многогранные, в виде ленты) поперечного сечения для передачи усилий вдоль тяги.

Тросы на парусных яхтах используются:

  • стальные;
  • синтетические;
  • из натуральных волокон (теперь редко).

Стальные тросы на яхтах всегда называют тросами и применяют для передачи самых больших усилий. Это сравнительно жесткая тяга, хотя и различают:

  • жесткие (струны из одной проволоки);
  • обычные или средней жесткости (могут быть разной конструкции);
  • мягкие (из множества очень тонких проволочек свитых в пряди и с центральным сердечником из натуральных волокон между прядями).

Жесткие и обычные тросы применяют для стоячего такелажа и леерного ограждения палуб. Эти тросы практически не требуют ухода, кроме контрольных осмотров перед началом навигации или после каких-либо чрезвычайных нагрузок. Мягкие стальные тросы используются в составе лебедок, штурвальных устройств и других систем — повсюду, где трос подвижен и проходит через блоки, меняя свое направление.Здесь требуется более частые периодические осмотры и замена тросов в случае их износа.

Тросы из синтетических и натуральных волокон гораздо слабее и легче стальных такого же сечения и в сравнении между собой могут различаться на:

  • рыхлые, мягкие и другие;
  • слаборастяжимые и тянущиеся;
  • витые, плетеные, кабельной работы;
  • тонущие и плавучие;
  • износостойкие и нестойкие к износу.

Тросы из натуральных волокон почти исчезли из употребления на яхтах, поскольку уступают синтетическим по всем важнейшим параметрам: прочности, долговечности, неприхотливости в уходе. По традиции тросы различают по диаметру и конструкции на несколько больших групп:

  • канаты — самые толстые, витые;
  • перлини — среднего диаметра, кабельной работы;
  • лини — тонкие, витые или кабельной работы или плетеные (Плетеные тросы — обычно в виде плетеной трубки с сердечником или без него; это наиболее употребляемые на яхтах тросы.);
  • штерты — короткие отрезки линей.

В связи с общим прогрессом и в судостроении в частности, такелажные работы практически исчезли с судов и переместились в цеха. На парусных яхтах также мало что осталось по такелажному делу. Большинство выполняется на верфях, где строят и оборудуют яхты. Такелаж и парусная оснастка предельно упростились, а их качество стало вполне надежным.

Однако еще долго будут вязать узлы, накладывать марки и бензели, выполнять сплесни и огоны (Узлы, марки, бензели, сплесни, огоны — различные виды соединений разных кусков троса между собой, с каким-либо предметом или оформления конца троса.).

По функциональному назначению синтетические тросы на яхте используются как:

  • шкоты и брасы (основной материал в тросе — полиэстер (Полиэстер, кевлар, капрон, нейлон, полипропилен и множество др. — торговые названия высокомолекулярных соединений, из которых получают синтетические нити.));
  • фалы (кевлар, полиэстер);
  • тали (полиэстер, нейлон, капрон);
  • страховочные (полиэстер, нейлон, капрон);
  • якорные, буксирные, швартовы (кевлар, но и нейлон тоже хороши);
  • спасательные (полипропиленовые);
  • риф-штерты, найтовы (любые из перечисленных выше материалов, но не скользкие или упругие).Для каждой из перечисленных функций к применяемому тросу, кроме общих требований, предъявляют специальные.

Например, для лавировочного стакселя нужны мягкие гладкие шкоты. В противном случае, после выполнения десятка поворотов в свежий ветер о шершавый грубый шкот можно сорвать кожу с рук. Для гика-шкотов или спинакер-брасов столь жестких требований к мягкости и гладкости не требуется. Можно обойтись более дешевым тросом.

Для фалов главным свойством, пожалуй, будет малая растяжимость. Для якорного и буксирного канатов, наоборот, растяжимость будет положительным свойством, поскольку будет гасить рывки на волнении. Для этих же целей в якорный канат иногда ввязывают кусок массивной цепи. Швартовы должны хорошо противостоять истиранию. Не худо в трущемся месте использовать протектор, например, в виде отрезка шланга. пасательные концы, конечно же, должны быть плавучими. Страховочному концу необходима повышенная прочность.

Правила обращения с тросами

Без тросов, канатов нет ни одного судна, тем более парусного, поэтому важно выполнять некоторые правила обращения с тросами. При приобретении тросов важнее знать об их эксплуатационных свойствах, чем то, где и по какой технологии этот трос изготовлен. Подробнее...

 
   
  
 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З. М.
Тел.: (8552) 77-36-15
катера лодки партнеры


Создание сайта Вебцентр CMS SiteEdit


Rambler's Top100