animateMainmenucolor
activeMenucolor

Атмосферные явления

Течения

Течения, оказывая непосредственное влияние на скорость и направление движения судна, также имеют важное значение для судовождения.

Классификация морских течений:

  • по силам, их вызывающим - градиентные течения (из-за разности в уровнях или плотности воды в разных районах одного или нескольких соединяющихся водных объектах), сгонно-нагонные течения, бароградиентные течения (из-за большой разницы в давлении над различными районами), сточные (речной сток), плотностные течения (при неравномерном распределении плотности воды), приливо-отливные течения;
  • по устойчивости - постоянные, периодические, временные (непериодические);
  • по глубине расположения - поверхностные ( в навигационном слое, 0-15 м), глубинные и придонные;
  • по физико-химическим свойствам масс воды - теплые и холодные, соленые и распресненные. За направление течения (в градусах от 0о до 360° или румбах), как указывалось выше, принимается то направление, куда течет масса воды (еще раз напомним, что течение вытекает из компаса), его скорость измеряется в метрах в секунду, километрах в час либо в узлах (миля в час). Течение определяется несколькими методами: навигационным (сравнением счислимых и обсервованных мест судна при отсутствии ветрового влияния), методом поплавков (инструментальные наблюдения за поплавками или вешками, помещенными в массе воды) и электромагнитным методом (измерением ЭДС соленой воды при пересечении ею силовых линий магнитного поля Земли).

Последний способ, как нетрудно догадаться, применим только в морях и океанах.

Классификация речных течений:

  • тиховоды - медленные течения, образующиеся за выпуклыми берегами, крупными песчаными отложениями в русле и т.п.;
  • водовороты - постоянное вращательное движение воды на участке водотока со скоростью основного потока, иногда создают глубокие ямы (омуты);
  • суводи - вращательное движение воды на участке реки, как правило, за выступами берегов, мысами, выпуклыми берегами, сильно вдающимися в русло, существуют постоянно или возникают в половодье;
  • майданы - беспорядочное вращательное движение воды на участке реки в виде подвижных вихрей различных размеров, образуются над крупными подводными препятствиями при небольшой глубине над ними, на перекатах, при других резких изменениях формы дна;
  • прижимное течение - течение на участке реки, в котором слои воды направлены к берегу;
  • свальное течение - течение, направленное под углом к судовому ходу, возникают из-за разности уровней воды по ширине реки, перед мостами - из-за подпора воды пойменными дамбами, вызывает смещение судов с судового хода и навал судов;
  • затяжные течения - у входов в протоки, особенно сильны во время половодья;
  • сулой - взброс воды на поверхности акватории при резком уменьшении скорости течения при столкновении разнонаправленных потоков или выходе течения из узкости, наблюдается в проливах или в устьях рек, напоминает по виду поверхность кипящей воды, бывает достаточно высоким, представляет опасность для маломерных судов.

Кроме того, судоводитель должен помнить, что любые мосты (опоры), дамбы плотины, другие сооружения в руслах рек вызывают, как правило, течения разного направления и скорости. На водохранилищах течения возникают из-за воздействия ветра (ветровые, сгонно-нагонные) и стока воды. В последнем случае наибольшая скорость течения вблизи плотины при сбросе -представляет опасность для судоводителей малых и гребных судов. По течениям существуют различные навигационные пособия: лоции, карты, атласы, таблицы и т.п. Следует отметить, что они, к сожалению, не обеспечивают судоводителя точными данными, поэтому сведения следует оценивать критически. Правильно поставленный при выборе и прокладке курсов учет течения, при постоянном контроле обсервациями, является одним из важнейших условий безопасного плавания.