Постройка лодки
Постройка лодки начинается с заготовки деталей. Основной размер А для каждого флора (рис. 22) дан в табл. 4. Флоры должны быть аккуратно пронумерованы во избежание ошибок при сборке; нумерация ведется от носа к корме. Сначала делают закладку: узел, состоящий из киля и штевней (форштевня и ахтерштевня). Размеры штевней (рис. 23) приведены в табл. 5. Затем к килю крепят флоры, одним шурупом каждый. Первый из них ставят на 150 мм от носового конца киля, а остальные на 200 мм друг от друга. Таким образом, при толщине флора 30 мм промежутки меду ними составят 170 мм.

Рис. 22. Флор

Рис. 23. Штевень
Таблица 4. Размеры флоров
|
Номер флора |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Величина А |
85 |
128 |
195 |
265 |
345 |
398 |
435 |
450 |
|
Номер флора |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|
Величина А |
450 |
440 |
400 |
350 |
270 |
198 |
130 |
90 |
Таблица 5. Размеры штевней
|
Величина |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
Форштевень |
385 |
32 |
128 |
21 |
27 |
15,8 |
|
Ахтерштевень |
360 |
30 |
90 |
20 |
25 |
11,7 |
Таблица 6. Размеры бимсов
|
Величина |
Наименование бимса | ||
|
носовой |
средний |
кормовой | |
|
Б |
740 |
900 |
725 |
|
В |
74,5 |
80 |
14 |
|
Г |
96,8 |
- |
- |
При установке закладки надо следить, чтобы расстояние от пола до киля по всей его длине было равно 350 мм. При этом концы штевней крепят к полу согласно разметке. Затем флоры № 4, 9 и 13 соединяют с соответствующими заготовками бимсов стойками, к которым (после проверки правильности установки киля) присоединяют подкосы. После этого в пазы заводят внутренние привальные брусья и крепят тонкими гвоздями.
Рис. 24. Бимс, заготовка и разметка

Важной операцией является установка бортовых ветвей шпангоутов. Фанеру намертво крепят к флорам, а к привальным брусьям - временно, небольшим гвоздем. На шпангоутах № 2, 3 полосы приходится присоединять к флорам несколько наискосок, что необходимо для правильного прилегания стрингеров. Самая ответственная работа - контроль и окончательная доводка шпангоутов. Прикладывая к ним длинную тонкую рейку, надо добиться плавного прилегания ее ко всем шпангоутам по всей длине. Шпангоуты, излишне выпирающие наружу или, наоборот, запавшие внутрь, открепляют от привального бруса и подправляют. Одновременно надо следить, чтобы длина левой ветви каждого шпангоута равнялась длине правой. Затем каждую из ветвей делят на 10 равных частей и по карандашным засечкам устанавливают стрингеры. Крепить их к шпангоутам надо мелкими алюминиевыми заклепками впотай, к флорам и штевням - гвоздями. При креплении стрингеров к штевням последние проходят малковку (рис. 25): заштрихованную часть дерева удаляют острой стамеской. При установке крайней пары стрингеров, примыкающих к палубе, под них (между шпангоутами) подкладывают полоски фанеры, равные по толщине шпангоутам. Собранный набор очень полезно пропитать горячей олифой и просушить.

Рис. 25. Малковка штевня
Обшивку лодки можно сшить, как шьются чехлы для мебели. Однако лучшие результаты даёт обтяжка корпуса двумя полотнищами (правым и левым) без сшивания их. При этом оба полотнища смыкаются (перекрывая друг друга на 30-40 мм) на киле и штевнях. Ткань крепится к закладке и к припалубным стрингерам мелкими гвоздями в натянутом состоянии.
Хорошие результаты получаются при натяжке оболочки в мокром виде (с последующей просушкой на месте). Окончательно обшивка крепится путём постановки наружных привальных брусьев, водореза, накладки на ахтерштевень и фальшкиль. Прилегающие к оболочке кромки этих деталей покрывают перед установкой слоем густотёртой краски, которая при затягивании шурупов частично выдавливается и удаляется ветошью. Готовую оболочку окрашивают масляной краской в два-три приёма с нанесением очередного слоя лишь после полного просыхания предыдущего.
После этого лодку открепляют от пола и переворачивают. Рубанком удаляют лишнее дерево с бимсов (до линии разметки), делают гнёзда для мидельвейсов и для карленгсов, которые к внутренним привальным брусьям крепят с постановкой «сухарей». Из фанеры (толщиной не более 4 мм, но желательно 2,5 или 3 мм) выкраивают палубу и ставят на гвоздиах или мелких шурупах. Предварительно верхние кромки мидельвейсов, карленгсов и привальных брусьев малкуют для полного прилегания к ним фанеры, а концы штевней соответствующим образом обрезают. Эти поверхности также покрывают густотёртой краской, а фанеру - горячей олифой.
Средний бимс после установки палубы удаляют. Красить палубу рекомендуется в более свеьлые тона, чем оболочку. После этого ставят буртики, накладки на мидельвейс (поверх фанеры), волнорез и комингсы. Эти детали желательно сделать из дуба и не окрашивать, а покрыть масляным лаком. Работы завершаются изготовлением и установкой сланей, сидений и спинок (рис. 26).

Рис. 26. Сиденья (а) и спинка
(б)






