animateMainmenucolor
activeMenucolor

Борьба за живучесть судна

Борьба за непотопляемость судна

Повреждения корпуса судна различаются по размерам (малые - до 0,05 м2, средние до 0,2 м2 и большие - от 0,2 до 2 м2), по характеру (отверстия от вывалившихся заклепок и болтов, разошедшиеся швы, трещины и пробоины) и по расположению в корпусе надводные, подводные и на ватерлинии).

Трещины, разошедшиеся швы и малые пробоины заделываются, как правило, с помощью деревянных клиньев и пробок (рис. 250).

Рис. 250. Виды деревянных клиньев и пробок

Клинья изготавливаются из сосны или 5а с острыми и тупыми концами. Иногда орцы клиньев окантовываются кровельным елезом или тонкой полосовой сталью. Пробки изготавливаются из сосны и применяются для заделки иллюминаторов, круглых небольших пробоин, отверстий от вылетевших заклепок и заглушки трубопроводов. При самостоятельном изготовлении клиньев и пробок не следует делать слишком большой угол заоострения, т.к. это приводит к плохой посадке клина (пробел) в местах повреждения. Хранятся клинья и пробки в сухом месте. Разошедшийся шов или длинную трещину следует заделывать несколькими клиньями, при этом заделку вертикальной трещины нужно начинать снизу, чтобы последний клин забивать при меньшем напоре воды. Перед непосредственной заделкой пробоины клин (пробку) рекомендуется обернуть смоляной паклей, которая заполнит места неплотного прилегания клина (пробки) к краю пробоины или трещины. Средние и большие пробоины, а также расположенные рядом несколько мелких пробоин, заделываются с помощью пластырей (мягких, полужестких и жестких). К мягким пластырям относятся парусиновый, шпигованный и кольчужный. Для прогулочных катеров и яхт рекомендуется иметь парусиновый пластырь (рис. 251), изготовление которого не представляет труда.

Рис. 251. Парусиновый пластырь. 1 - парусина; 2 - ликтрос; 3 — бензель

Этот пластырь состоит из двух-трех слоев водоупорной парусины, полотнища которой расположены накрест и прошиты насквозь по квадратам нитками для машинной работы. По краям пластырь отделан ликтросом из пенькового смоляного каната. По углам в ликтрос бензелями заделаны коуши для крепления подкильных концов и оттяжек. В середине верхней шкаторины заделан кренгельс, к которому крепится промаркированный контрольный штерт (на малом судне маркировку можно сделать через 10-20 см) для определения положения пластыря по борту судна. Размеры пластыря могут быть различными, в зависимости от типа и размерений судна.

Техника постановки мягкого пластыря на пробоину (рис. 252) заключается в проведении следующих операций:

  • Заводка подкильных концов осуществляется, как правило, с носа. При неработающем двигателе концы можно заводить одновременно с носа и кормы.
    Подкильные концы проводятся одновременно вдоль бортов к пробоине и располагаются так, чтобы пробоина оказалась между ними. Чтобы уменьшить вероятность попадания подкильных концов на винт или их зацепления за бортовые кили, рекомендуется в средней части носового и кормового концов закрепить грузы на расстоянии друг от друга, несколько превышающем ширину судна.
    Длина подкильного конца равна двойной длине шкота, и может быть рассчитана по формуле:

I = 3,2 (H + 0,5B)

Рис. 252. Схема постановки парусинового пластыря. 1 - контрольный штерт; 2 - шкоты; 3 - пробоина; 4 - пластырь; 5 - подкильные концы.

где I - длина подкильного конца, м;
Н - высота борта от киля до верхней открытой палубы с учетом высоты фальшфорта, м;
В - наибольшая ширина судна, м.

Подкильные концы имеют вплесненные в них коуши для крепления их с коушами на нижней
шкаторине пластыря при помощи соединительных скоб.

  • Подготовка пластыря к постановке производится одновременно с заводкой подкильных концов. Пластырь с его снаряжением (за исключением подкильных концов) подносится к району пробоины, расчехляется и разворачивается на свободном месте палубы. Затем к нему крепятся шкоты, контрольный штерт и после заводки - два подкильных конца.
  • Постановка пластыря производится при отсутствии хода судна. Постановка начинается сразу же после подсоединения с помощью скоб к коушам пластыря подкильных концов. Пластырь постепенно опускается за борт и одновременно, по мере его опускания, с другого борта обтягиваются подкильные концы. Когда пластырь опущен на заданную глубину (определяется по маркам контрольного штерта) - на центр пробоины, то закрепляются шкоты и втугую обтягиваются подкильные концы. При обтяжке пластырь плотно прижимается к поверхности корпуса. На больших катерах и яхтах обтяжку можно проводить с помощью талей, либо, испопьзуя канифас-блок, с помощью судовой лебедки (шпиля, брашпиля). На небольших судах обтяжка проводится вручную. Обтянутые концы крепятся на кнехты и другие устройства. Для предохранения подкильных концов от повреждений рекомендуется подкладывать под них на острые углы палубного стрингера, планширя фальшборта и т.п. деревянные брусья или доски. Наибольшую трудность представляет собой постановка пластыря в оконечностях судна. Это связано с тем, что форма корпуса в этих местах имеет явную кривизну, затрудняющую обеспечение плотности прилегания пластыря к корпусу, либо приводящую к вдавливанию пластыря водой внутрь судна. Прилегание пластыря к корпусу считается удовлетворительным, если после начала откачки воды ее уровень в отсеке начинает снижаться. Устройство и постановка других пластырей (мягких и полужестких) в данном пособии не рассматриваются, т.к. они на маломерных судах используются крайне редко. Хотя для судоводителей больших прогулочных катеров и яхт, выходящих в морское плавание, следует иметь на борту более надежные виды пластырей и уметь их применять в аварийных случаях.