Поперечные элементы судна
Поперечные элементы (балки) судна:
-
Флоры - поперечные балки днищевого набора, протянувшиеся от борта до борта. Они бывают водонепроницаемые, сплошные и бракетные;
-
Шпангоуты - вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц. Кница - это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса. На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.
- Бимсы - поперечные балки подлалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Они одним концом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окаймляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия вырезами.
На рис. 4 изображено простейшее устройство корпуса маломерного судна с указанием основных элементов набора, а на рис. 5 представлен более полный набор корпуса деревянной моторной лодки.
Рис. 4. Устройство корпуса маломерного судна.
1 -
форштевень; 2 - киль; 3 - стрингер; 4 - бортовая обшивка; 5 - транец; 6 -
шпангоут; 7 - бимс; 8 - палуба
Шпангоуты судна нумеруются от носа к корме. Расстояние между шпангоутами называется шпацией. Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерсами.
Рис. 5. Элементы набора деревянного корпуса
моторной лодки.
1 - обшивка; 2 - палуба; 3 - бимс; 4 - шпангоут; 5 - сидения;
6 - транец; 7 - место крепления мотора; 8 - бортовой стрингер; 9 - привальный
брус; 10 - скуловой стрингер; 11 - киль; 12 - днищевые стрингеры
Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов - на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части - бимсов с карлингсами. Установка пиллерса показана на рис. 6.
Рис. 6. Установка пиллерса
1 - настил палубы; 2 -
карлингс; 3 - бимс; 4 - поперечный комингс; 5 - пиллерс; 6 - настил второго дна;
7 - флор; в - киль; 9 - обшивка днища.
Вертикальные или наклонные балки, являющиеся продолжением киля
называются штевнями {в носовой части - форштевень, в кормовой - ахтерштевень).
Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при помощи поперечных и
продольных водонепроницаемых переборок. Носовая часть судна между форштевнем и
первой переборкой называется форпик, а кормовой отсек - ахтерпик. У моторных
лодок водонепроницаемая конструкция у транца, образующая нишу и предназначенная
для размещения лодочного мотора, называется моторной нишей. Моторную нишу,
расположенную выше уровня воды и снабженную шпигатами - отверстиями для слива
воды, называют нишей-рецессом.
Для более полного представления об элементах
набора корпуса на рис. 7 изображен поперечный разрез сухогрузного судна
с комбинированной системой набора, а на рис. 8 набор корпуса металлического
катера "Чибис".
Рис. 7. Комбинированная система набора.
1 -
планширь; 2 - стойка фальшборта; 3 - фальшборт; 4, 10- бимс; 5 - настил палубы;
6 - карлингс; 7 - ребро жесткости; 8 - комингс люка; 9 - пиллерс; 11 - стойка
переборки; 12 -переборка поперечная; 13 - настил второго дна; 14 - киль; 15 -
киль горизонтальный; 16 -стрингер днищевой; 17 - обшивка днища; 18 - флор;
19 -лист крайний междудонный; 20 - киль скуловой; 21 - пояс
скуловой; 22, 25 - шпангоут; 23 - полубимс; 24 - обшивка бортовая; 26 -
кница; 27 - ширстрек.
Рис. 8. Набор корпуса катера.
1 - рамный
шпангоут; 2 - карлингс; 3 - комингс; 4 - настил палубы; 5 - привальный брус; 6 -
шпангоут; 7 - бортовая обшивка; 8 - скуловой угольник; 9 - флор; 10 - стрингер;
11 - киль; 12 - бракета; 13 - днищевая обшивка; 14 -
кница.