animateMainmenucolor
activeMenucolor
Главная / Управление маломерными судами / Судовождение / Плавание в сложных гидрометеоусловиях

Особенности управления маломерными судами при плавании в сложных гидрометеоусловиях

Рекомендации при плавании в узкостях и в условиях ледостава

Понятие узкость в судовождении означает район акватории, ограниченный берегами или различного рода навигационными опасностями (отмелями, камнями, банками, сваями и т.п.), расположенными в непосредственной близости от фарватера, судового хода или рекомендованного курса, где плавание судов затруднено из-за отсутствия свободы маневрирования.

Под проходом узкости подразумевается также движение судна в каналах, шхерах, фьордах, гаванях, на рейдах, при входе (выходе) в порт (из порта) и т.п. Плавая в узкостях или приближаясь к ним судоводитель обязан принять все меры предосторожности, выработанные практикой судовождения к тому, чтобы избежать аварий и катастроф.

Хорошая практика судовождения говорит, что в подобной ситуации судоводитель (капитан) обязан:

  • заблаговременно изучить район предстоящего плавания по лоциям и иным пособиям, местные правила плавания в нем и навигационную обстановку;
  • на пост управление судном, управления двигателем и для наблюдения за обстановкой
    поставить самых опытных специалистов, предусмотреть возможность запасного управления рулем;
  • уменьшить скорость судна до безопасной, предусмотренной МППСС, при движении держаться правой стороны;
  • избегать обгона, быть особо осторожным при расхождении, помня о явлении "присасывания" судов;
  • быть готовым к немедленным действиям при ошибках судоводителей встречных судов;
  • при необходимости вести постоянный промер глубин (эхолотом, лотом, футштоком), держать в готовности к отдаче якорь или стравить его до опасной глубины.

Особенно осторожно следует проходить районы, где вероятно наличие подводных опасностей на моторных лодках, поскольку при ударе на большой скорости о подводное препятствие (камень, топляк) возможно, что часть двигателя, либо он целиком влетит в лодку с нанесением травм сидящим или упадет за борт, отломив часть транца (всю транцевую доску).Возможно, что лодка мгновенно, внезапно и резко изменит скорость или направление движения, что может привести к выбрасыванию судоводителя или пассажиров за борт.

Как правило, маломерные суда открывают навигацию после схода льда и заканчивают ее до появления на воде "сала", "заберегов" и "шуги", тем более до ледостава. Тем не менее, несколько рекомендаций судоводителям, которым в силу каких-то веских причин (спасательные операции и т.п.) придется осуществлять плавание в условиях ледостава или весеннего ледохода. Судно должно быть укомплектовано спасательными средствами, положенным оборудованием и имуществом, иметь дополнительно шнур (линь или трос) достаточной длины. На судне должно быть несколько человек, вооруженных баграми (отпорными крюками) или шестами, с надетыми на себя средствами индивидуального спасения (спас-жилеты, нагрудники).

Судоводитель должен знать, что шуга и т.н. донный лед сильно затрудняют движение судна и делают практически невозможным применение двигателей (как стационарных, так и подвесных) из-за опасности повредить винты (шпонки) и, кроме того, проблемным становиться вопрос охлаждения двигателей из-за постоянного забивания приемных забортных отверстий системы охлаждения. Плывущие льдины, даже небольшие, но всегда крепкие, имеющие подводные острые края, особо опасны для судов с деревянным корпусом, но легко могут пробить и металлический. Особенно опасны они на реках с достаточно быстрым течением. Для своевременного отвода таких льдин от корпуса выставляются в носовой части судна люди с баграми и шестами.

При необходимости форсирования доступного льда судоводитель должен быть особо осторожен, оценить возможность такой операции, входить в лед под прямым углом к его кромке предельно малым ходом, предварительно погасив инерцию судна. В дапьнейшем скорость можно увеличить до допустимой в данной обстановке. Следует вести постоянное набпюдение, испопьзовать при движении разводья, полыньи, промоины.