Какой должна быть рабочая шлюпка (хозяйственная лодка)?
Характеристика рабочей шлюпки, лодки определяется следующими требованиями:
- Непотопляемость должна обеспечиваться при полностью залитой внутренней части шлюпки (кокпита), несущей полную спецификационную нагрузку, в том числе и при условии повреждения корпуса (наличии пробоин). В случае получения пробоин лодка не должна получать крен или дифферент, приводящие к её опрокидыванию.
- Остойчивость должна допускать свободное перемещение людей (в полный
рост) по всей лодке, скопление их в любой оконечности, на любом борту, подъём
из воды через борт грузов (осуществляется двумя членами экипажа) массой до 120
кг. При этом высота надводного бора (накренённого) на лодках L 3,8 м и более,
используемых в качестве скоростных дежурных шлюпок на морских судах, должна
быть не менее 100 мм.
Остойчивость лодок L≥6 м должна позволять устанавливать на них вышки «тауэры» высотой от планширя не менее 1,8 м, с рабочей площадкой для размещения там, как минимум, одного человека с оборудованием (суммарная масса 150 кг). - Высота надводного борта исходя из условий подъёма из воды человека (пострадавшего либо водолаза), работы с сетями, неводами и другими орудиями лова, не должна превышать 0,5 м для лодок L≤6 м, 0,6 м для лодок L≤9 м, 0,7 м для лодок L≤14 м.
- Характер обводов должен допускать движение судна, как в водоизмещающем, так и в глиссирующем режимах.
Число Фруда
Число Фруда характеризует «относительную» скорость, т.е. скорость того или иного корпуса относительно собственной длины.
FrL=v/√gL;
v - скорость (м/с); g - ускорение свободного падения (м/с2); L - длина судна (м); FrL - число Фруда по длине. (Существуют также число Фруда по ширине Frв=v/√gB и число Фруда по водоизмещению (объёмному) Frv= v/3√gV); В - ширина судна (м); V - объёмное водоизмещение (м3).
Понятие числа Фруда связано с представлением о различных режимах движения судна, т.е. «дрейфе», водоизмещающем плавании (тихоходном, средней быстроходности, быстроходном), переходном режиме и глиссировании.
Это важно, поскольку на разных режимах наблюдается различное соошошение между такими составляющими сопротивления воды движению (удна, как сопротивление трения и остаточное сопротивление. В остаточное сопротивление принято включать сопротивление формы корпуса и иолновое сопротивление. Волновое сопротивление обусловлено тем, что движущееся судно, с определённой скорости начинает генерировать на модной поверхности волны, на что затрачивается значительная часть полочной энергии. Причём замечено, что независимо от размеров, могут существовать корпуса, в наибольшей степени приспособленные к движению в том или ином режиме. А иногда и в нескольких режимах, как мы увидим в дальнейшем.
Режимом «дрейфа» принято считать плавание судна без образования волн (Рис. 1). При этом судно испытывает только сопротивление трения. Режиму дрейфа соответствуют числа Фруда FrL < 0,08.
Рис. 1. Плавание при числе Фруда FrL < 0,08.
Тихоходным называют режим плавания, когда в районе носа (и кор мы) появляется волна (Рис. 2), однако она затухает, не достигая середин корпуса (миделя). При этом наблюдается остаточное сопротивление, хотя оно ещё невелико (составляет менее половины от полного). Число Фруд соответственно FrL < 0,2.
Рис. 2. Тихоходный режим FrL < 0,2.
При дальнейшем увеличении скорости носовая волна распространяется до миделя и дальше (Рис. 3). Это соответствует режиму средней быстроходности. 0,2 < Fr < 0,35. При этом остаточное сопротивление составляет не менее половины от полного.
Рис. 3. Режим средней быстроходности 0,2<Fr < 0,35.
И, наконец, когда носовая волна достигает кормовой и судно идёт «на двух волнах» (Рис. 4) можно говорить о быстроходном режиме. FrL>0,35.
Рис. 4. Быстроходный режим. FrL>0,35.
Число Фруда FrL=0,39 является критическим. Достижение больших скоростей в водоизмещающем режиме затруднительно. Увеличение мощности результата не даёт. Растут размеры носовой волны, судно оседает кормой, «начительное удлинение корпуса (отношение L/B=10-11) и применение специальных обводов даёт число Фруда максимумFrL = 0,41.
Дальнейшее наращивание скорости возможно только в т.н. «глиссирующем» режиме, когда корпус судна движется по поверхности воды поддерживаемый уже не Архимедовой силой поддержания, а гидродинамической подъёмной силой возникающей на днище. Однако, для этого нужна специальная форма корпуса. Широкая транцевая корма с плоскими поверхностями на днище, а также достаточная мощность, т.к. упор винта для выхода на глиссирование должен составлять не менее 1/6 от веса судна (весового водоизмещения).
Диапазон чисел Фруда от 0,4 до 0,6 принято называть «переходным режимом». При числах Фруда FrL> 0,6 судно движется в режиме начального глиссирования, т.е. гидродинамическая подъёмная сила ещё не полностью компенсирует силу веса. Режим развитого глиссирования начинается с числа Фруда FrL == 0,9.
Требования к рабочим и хозяйственным лодкам
Лодки L=3,8 м и более при установке соответствующего мотора должны быть способны развивать скорость на тихой воде не менее 6 узлов (1 уз = 1,852 км/час), а при буксировке 25-местного спасательного плота с полной нагрузкой (люди и снаряжение) не менее 2-х узлов.
Обводы и конструкция лодки должны допускать её буксировку другим судном со скоростью до 7 узлов.
Лодки L= 3,8 м и более применяемые в качестве скоростных дежурных шлюпок на морских судах, должны обладать способностью, поддерживать скоростгь более 20 узлов на маневрировании с экипажем 3 человека или с перяной нагрузкой со скоростью более 8 узлов не менее 4 часов.
Лодки L=9 м, используемые в качестве скоростных дежурных шлюпок морских судов должны выдерживать спуск и подъём вместе со всем экипажем и полным комплектом снабжения, удар о борт судна с ходу (при скорости 3,5 м/с), а также сбрасывание на воду с высоты 3 м.
Скоростные дежурные шлюпки морских судов должны оснащаться устройством для самовосстанавливания в случае опрокидывания.
Носовая часть скоростных дежурных шлюпок морских судов должна быть закрытой (запалубленной) не менее чем на 15% длины.
Скоростные дежурные шлюпки морских судов должны вмещать как минимум 5 человек в сидячем и 1 в лежачем положении.
Лодки, применяемые на промысле в качестве бортовых вспомогательных ботов (Рис. 5) также должны отвечать достаточно высоким требованиям. Они:
- обеспечивают стаскивание внешнего края кошелькового невода при спуске с судна-носителя;
- оттягивают промысловое судно от невода в период образования кошелька и выборки невода, не допускают «обноса» неводом корпуса сейнера;
- обеспечивают увеличение местной плавучести верхней подборы невода за счёт концентрации поплавков, производимой с борта лодки;
- оказывают помощь в формировании «кармана» для концентрации рыбы в период подборки невода.
Рис. 5. Лодка «Олуша-профи» со стационарным двигателем.
Основные характеристики
Длина |
7,2 м |
Ширина |
2,55 м |
Водоизмещение |
2,9 т |
Мощность двигателя |
11 кВт |
Скорость хода |
12 км/час |
Такие лодки должны допускать подъём на кормовой слип (спуск со слипа), для чего корпуса могут оборудоваться килями-полозьями. Конструкция их движительно-двигательного комплекса должна обеспечивать проход над верхней подборой невода.
Бортовые лодки, используемые на промысле тунца (Рис. 6) помимо работ на замёте невода должны обеспечить также обнаружение, загон и удержание косяка тунца на месте до подхода промыслового судна, поэтому необходима скорость порядка 40-45 узлов.
Рис. 6. Бот «Тунец» с подвесным мотором. 1 - топливный бак; 2 - радиостанция; 3 - рым для подъёма-спуска мотолодки; 4 - пульт дистанционного управления подвесным мотором; 5 - резиновая дорожка.
Основные характеристики
Длина габаритная |
4,67 м |
Ширина габаритная |
1,92 м |
Осадка средняя |
0,3 м |
Водоизмещение порожнем |
0,75 т |
Мощность подвесного мотора (ПМ) |
до 66 кВт |
Материал корпуса - стеклопластик |
Конструкция перспективных рабочих шлюпок и хозяйственных лодок должна предусматривать возможность её эксплуатации, как с подвесные мотором (ПМ), так и на вёслах и под парусом.
Масса порожней лодки L≤3,8 м не должна превышать 100 кг.
Конструкция лодок должна допускать размещение и надёжное крепление, помимо штатного (обусловленного требованиями надзорных органов) снабжения, а также установку следующего целевого оборудования, в зависимости от варианта применения лодки:
- накладных фальшбимсов поверх планширя;
- дополнительных швартовных и буксировочных уток;
- дополнительных страховочных лееров и страховочных петель для ног;
- вышек-«тауэров»;
- забортных трапов и лестниц;
- свайно-закольного устройства (на лодках 9-6, эксплуатируемых на реках и других мелководных акваториях);
- консолей и пультов управления;
- носилок;
- тентов (на лодках L≥4 м);
- рубок (на лодках L≥6 м);
- гидроакустической аппаратуры (гидролокаторов, станций звукоподводной связи и т.п.);
- измерительно-диагностирующей аппаратуры (ультразвуковых толщиномеров и т.д.);
- сварочного оборудования;
- малярного оборудования (краскораспылителей, кистей, красок и т.д.);
- рыбопромысловогооборудования (сетевыборочных,неводовыборочных машин, траловых лебедок, промысловых шпилей (на лодках L≥6 м));
- ящиков для наживки;
- живорыбных контейнеров (на лодках L≥6 м);
- оружейных ящиков;
- осветительной арматуры (лампы, светильники, прожектора и т.п.);
- громкоговорительной и звуковоспроизводящей аппаратуры (громкоговорители, динамики и музыкальные центры);
- портативных персональных компьютеров (ноутбуков, лаптопов и т.п. аппаратуры);
- радиолокационных отражателей;
- надувных баллонов, превращающих судно в лодку жёстко-надувной конструкции (RIB - Rigid inflatable bout);
- специальных буксирных устройств, для буксировки воднолыжников (с закреплением буксировочного троса на уровне планширя) и вейкбордистов (с закреплением троса на уровне верхней балки «тауэра»).
Конструкция лодок на лодках L≤9 м и В≤2,5 м должна допускать их перевозку на автомобильном трейлере в составе автопоезда.
При всём вышеперечисленном, стоимость лодки должна быть минимальной, а вот срок службы в любом случае должен составлять не менее 10-12 лет, а по возможности 15 и более. В то же время необходимо обеспечить ремонтопригодность. Все ремонтные работы должны выполняться в (удовых или полевых условиях силами экипажа.