В зависимости от условий эксплуатации импеллер водомета подвергается износу, и между стенкой патрубка и краем лопасти образуется зазор. Для сохранения максимальной производительности зазор должен быть минимальным. (На заводе устанавливается зазор 0,2 мм). С увеличением зазора КПД водомета снижается.
Обычно износ наблюдается на внешней стороне лопастей импеллера.
Импеллер водомета вращается в конусообразном патрубке, и его положение можно регулировать, смещая импеллер в направлении вала по мере износа.
Расположение импеллера в трубе определяет его энергозатраты. Чем глубже расположен импеллер, тем меньше мощности двигателя ему требуется, поскольку его диаметр меньше. Шаг, длина и количество лопастей также влияют на энергопотребление.
Регулировка импеллера позволяет значительно продлить срок его службы.
Регулировка импеллера должна проводиться в случае необходимости, но не реже чем раз в год следует проверять его состояние. Чтобы выполнить регулировку импеллера, его необходимо снять, а затем снова установить.
Проверка импеллера
Важно отслеживать состояние передней кромки лопастей импеллера водомета. Повреждение передней кромки приводит к кавитации.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Лопасти импеллера могут быть острыми и стать причиной пореза рук. Перед снятием импеллера следует надеть защитные перчатки.
Повреждения кромки можно устранить, простучав молотком неровности, вызванные попаданием крупных камней, и отшлифовав их при помощи наждачной бумаги. Также необходимо заточить передний край до толщины не более 1 мм так, чтобы им нельзя было порезаться.
Вы также можете вернуть импеллер на завод для проверки и ремонта.
Если вам кажется, что импеллер водомета поврежден, выполните следующие действия:
- Выключите двигатель и откройте смотровой люк.
- Убедитесь, что впускной патрубок не имеет пробок.
- Осмотрите импеллер. Отдельно обратите внимание на зазор между краем лопасти и стенкой патрубка.
Если не обнаружены явные неисправности, выполните следующие действия:
- Извлеките судно из воды.
- Снимите импеллер (см. ниже).
- Осмотрите импеллер более внимательно.
Если необходимо, свяжитесь с импортером или производителем и запросите дополнительные инструкции.
Демонтаж импеллера
Перед демонтажем импеллера необходимо снять реверсивную заслонку, рулевое сопло и статор.
Демонтаж импеллера:
- Открутите винты, отмеченные стрелками на рис.
26.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Убедитесь, что не произошло случайного опускания реверсивной заслонки. Это может привести к серьезной травме!
Опустите реверсивную заслонку за рулевое сопло. После опускания реверсивной заслонки необходимо отцентрировать рулевое сопло. - Открутите шесть крепежных винтов статора (рис. 27). Всего используется восемь винтов, четыре из которых представлены на рисунке.
- Удалите статор, реверсивную заслонку и рулевое сопло единым блоком (рис. 28).
- Ослабьте крепежные винты импеллера (рис. 29, A).
- Полностью вытащите один винт и поместите его в резьбовое отверстие пластикового монтажного конуса (рис. 29, точка B).
При вкручивании винта в резьбовое отверстие происходит ослабление крепления конуса, и импеллер можно легко снять с вала. Если переходник не поддается, воспользуйтесь несколькими винтами для его ослабления.
![]() |
![]() |
Рисунок 26. Винты реверсивной заслонки | Рисунок 27. Крепежные винты статора |
![]() |
![]() |
Рисунок 28. Демонтаж статора,
реверсивной заслонки и рулевого сопла |
Рисунок 29. Крепежные винты импеллера |
Установка импеллера
Новые или отремонтированные импеллеры устанавливаются таким же способом.
Установка импеллера:
- Поместите пластиковый монтажный конус в центр импеллера и завинтите винты вручную без применения ключа. Помните, местоположение клинообразного паза отмечено в центре импеллера (рис. 30). Тяга, образуемая импеллером, передается через сборочную гильзу на вал (рис. 31). Муфта имеет левую резьбу.
- Вкрутите регулировочную втулку на максимальную глубину, поворачивая ее против часовой стрелки.
- Прикрепите монтажный конус к импеллеру и проверьте правильность его положения, затем затяните винты без использования ключа.
- Наденьте импеллер на вал и убедитесь, что клин был предварительно установлен. Аккуратно прижмите импеллер к стенкам патрубка. Следует учитывать, что вал отвисает вниз под действием силы тяжести и из-за ремня смазочного насоса. В связи с этим следует немного приподнять вал во время установки импеллера.
- Равномерно затяните крепежные винты импеллера крест накрест. Момент
затяжки составляет 20 Нм. Во время затягивания винтов импеллер немного
смещается назад, в
результате чего образуется небольшой зазор для лопастей импеллера (0,2–0,4 мм).
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Слишком большой зазор приводит к снижению мощности и ухудшению рабочих характеристик. - Рукой через смотровой люк затяните регулировочную втулку на
импеллере.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если не затянуть втулку, импеллер может сместиться вперед и застрять в стенках патрубка во время работы водомета, что приведет к механической поломке. - Установите статор и рулевое сопло на место, выполняя действия демонтажа в обратном порядке (см. Демонтаж импеллера). Используйте момент затяжки, применимый к болтам M10.
![]() |
Рисунок 30. Местоположение клинообразного паза |
![]() |
Рисунок 31. Регулировочная втулка |
![]() |
Рисунок 32. Клиновидный паз |