Развитие парусных судов можно представить на нескольких примерах. История судостроения и мореплавания насчитывает несколько тысячелетий. И в начале, с рождения мореплавания и судостроения, улучшение конструкции шло очень медленно, «зигзагами», путем проб и ошибок, ускоряясь затем в соответствии с общими темпами развития техники в отдельных центрах цивилизации и далее во всем мире.
Прямой (почти или прямоугольный) паруc
Прямой (почти или прямоугольный) парус с горизонтальным реем по верхней его стороне применялся на древнеегипетской папирусной лодке, оснащенной двуногой (^-образной) мачтой. Роль руля выполняли одно или два весла укрепленных в корме и оснащенных рычагами. Специальные устройства для предотвращения дрейфа парусного судна в бок не применялись. Управление парусом осуществлялось за счет его поворота веревочной тягой за все четыре угла. Парус поднимался и опускался фалом вместе с реем. Ни о какой лавировке не могло быть и речи. «Лавировочный угол» вероятно составлял около 270-300°. Лодка вязалась из снопов папируса (Папирус — вид тросника (камыша) произрастающего в долине реки Нил.). Наиболее толстые снопы шли по бортам и по центру днища (получался прообраз киля и плавника).
Рис. 2.1.
Папирусная лодка
Рейковое парусное вооружение
Однако, на одном галсе парус ложится на мачту или экипаж вынужден опускать рей, обносить его вокруг мачты и снова поднимать парус. На попутных курсах прямой парус все же был более выгодным. Меньшее число органов управления чем для прямых парусов позволяет снизить численность экипажа занятого управлением.
Рис. 2.2. Рейковое
парусное вооружение
Латинское вооружение
Рис. 2.3. Латинское
парусное вооружение
Парусное вооружение больших судов
Дробление большой общей площади парусов на отдельные паруса позволяло несколько уменьшить численность экипажа и облегчать управление парусами. Это были скоростные суда и не плохие лавировщики. Лавировочный угол доходил до 100°, а скорость до 37 узлов. Подобные корабли строятся и поныне и используются исключительно в целях обучения и воспитания курсантов мореходных училищ.
Рис. 2.4. Парусное
вооружение больших судов
Гафельное парусное вооружение
Рис. 2.5. Гафельное
парусное вооружение
Гафельный тендер (одна мачта и несколько косых треугольных парусов
впереди ее). «Гафельный» потому что в качестве грота использован гафельный тип
паруса. Гафельное вооружение позволяло иметь низко расположенный центр
парусности при большой площади парусов. Яхты с таким парусным вооружением не
плохо ходили в лавировку (лавировочный угол: 90 ÷ 100°) и попутными курсами,
кроме фордевинда (время спинакеров еще не подошло).
Рис. 2.6. Гафельный
тендер
К недостаткам гафельного вооружения необходимо отнести громоздкость рангоута,
сложность бегучего такелажа и, как следствие, повышенная численность экипажа
участвующего в управлении яхтой, и худшие по сравнению с бермудским парусным
вооружением аэродинамические характеристики.