Устройство картера
Картер — основная несущая часть двигателей лодочных моторов семейства "Вихрь". Он состоит из трех деталей, отлитых из алюминиевого сплава: средней части, верхней и нижней крышек. При помощи болтов М6 эти детали соединяются на фланцах с прокладками в один узел и образуют две кривошипные камеры: А и Б (рис. 3).
Рис. 3. Общий вид картера
Каждая крышка зафиксирована относительно средней части двумя цилиндрическими штифтами, что позволяет разбирать и собирать картер, не нарушая соосности и гнезд коренных подшипников. В верхнюю крышку картера запрессованы два коренных подшипника: верхний № 60205 и нижний № 205 (рис. 4). Между ними в специальном кольце установлена уплотнительная резиновая манжета с пружиной. Коренная опора коленчатого вала средней части имеет специальный двухрядный роликовый подшипник, состоящий из втулки, двух сепараторов с 24 роликами диаметром 2.5x12 в каждом. Сверху он закрыт бронзовым кольцом, снизу — лабиринтным уплотнением (кольцом), изготовленным из бронзы БрАЖ-9-4. Втулка выпускается двух размерных групп:
Диаметр, мм |
I группа |
II группа |
Втулки |
40.010-40.022 |
40.023-40.035 |
Ролики |
2.490-2.495 |
2.495-2.500 |
Зазор при сборке должен быть в пределах 0.045-0.020 мм. В нижней крышке ставится подшипник № 305.
Рис. 4. Запрессовка подшипников в верхнюю крышку картера.
1 —
подшипник № 305; 2 — втулка; 3 — валиковые подшипники; 4 — подшипник № 205; 5 —
подшипник № 60205
Если не принимать во внимание расположение шпилек (рис. 5) крепления блоков цилиндров, картер взаимозаменяем во всех моделях.
Рис. 5. Координаты крепежных шпилек и отверстий в картерах двигателей моторов "Вихрь" различных моделей. Размеры без скобок относятся к картеру двигателя "Вихрь-М", размеры в круглых скобках — двигателя "Вихрь", в квадратных скобках — "Вихрь-30"
Ремонт картера, замена изношенных частей
В картере при его длительной эксплуатации возможна выработка посадочного диаметра под магдино на верхней крышке и двух поверхностей в средней части, по которым трутся текстолитовые золотниковые шайбы. Износ посадочной поверхности верхней крышки бывает только односторонним и имеет наибольшую величину с передней стороны двигателя. При выработке, превышающей 0.5 мм (разница измерений в двух противоположных диаметрах), появляется качание магдино, нарушается равномерность искрообразования, соответственно появляются перебои в работе двигателя. Подробнее...
Восстановление сильно изношенного картера лодочного мотора Вихрь
Если задиры на плоскостях под золотники в средней части очень глубокие, нужно проточить обе плоскости на глубину 2.0 мм и установить на них диски, изготовленные из листовой (толщина 2.0 мм) стали марки ХВГ или 65Г. Подробнее...