Рабочие шлюпки достаточно близки по размерениям, требованиям к мореходности и скоростному режиму,условиям эксплуатации и стоимости, все что они выполняют, в общем-то, хотя и важные, но всё-таки вспомогательные работы, обеспечивающие главную хозяйственную, производственную, надзорную, научную, спортивную или иную деятельность.
Несмотря на внешний вид, не слишком отличающий их от обычных лодок общего назначения, рабочая шлюпка или хозяйственная лодка концептуально не является собственно лодкой. Скорее её можно охарактеризовать как специализированную, малогабаритную плавучую платформу для размещения различного целевого оборудования, обеспечивающего различные работы на воде.
Функционирование рабочей шлюпки в значительной мере отличается от эксплуатации обычной прогулочной лодки. Поэтому подходы к проектированию, выработанные для создания «обычных» лодок, не вполне соответствуют требованиям, предъявляемым к судам рассматриваемого класса. Разработанные ранее архитектурно-конструктивные типы, планировки внутреннего пространства, расположение элементов оборудования ориентированы на иное целевое назначение и по большому счёту их роднит только то, что и те и другие являются плавучими объектами.
Эксплуатация рабочей шлюпки предполагает её размещение либо на обслуживаемом ею судне, либо на береговой базе, рядом с объектом, который она обслуживает. Возможно также использование её в составе автопоезда, при этом шлюпка размещается на специальном трейлере. Этот вариант возможен при использовании РШ в составе различных мониторинговых, сервисных или коммунальных служб, занимающихся обслуживанием и ремонтом протяжённых участков прибрежных объектов или группы плавсредств.
Условия использования рабочей шлюпки на судне достаточно разнообразны и возможны варианты, когда размещение её непосредственно на судне нецелесообразно или невозможно по тем или иным причинам. Вследствие этого возможно содержание лодки на плаву рядом с судном, что предполагает возможность движения судна с рабочей шлюпкой на буксире за ним даже на больших скоростях. Поэтому при проектировании необходимо предусматривать, чтобы обводы корпуса РШ допускали её буксировку за судном на большой скорости (в режиме глиссирования, либо в переходном к глиссированию режиме) без опасения её заливания и опрокидывания, отсутствия рыскания на курсе и в итоге без существенного повышения сопротивления движения судна-буксировщика, т.е. возможности обеспечения безаварийной буксировки рабочей лодкой за судном.
Также конструкция и обводы лодки должны допускать её спуск на воду и подъём на борт на ходу судна. Сама лодка должна быть также способна выполнять буксирные операции с небольшими плавсредствами.
Анализ решаемых задач и условий эксплуатации позволил выделить пять перспективных типоразмерных «групп» или вернее сказать «подклассов» класса рабочей шлюпки.
Важное предварительное замечание: здесь и далее говоря о длине, если нет специальных оговорок (длина по конструктивной ватерлинии, длина габаритная и т.п.), под этим термином будем подразумевать наибольшую длину - расстояние между наиболее удалёнными точками корпуса в носу и в корме, без учёта таких выступающих частей как бушприты, кринолины и т.п.
Первая типоразмерная группа: суда со следующими размерениями -длина (L) от 3-х до 4,5 м, ширина (В) 1,5-1,7 м, высота борта (Нб) 0,35-0,5 м. Варианты применения: вспомогательные работы в товарном рыбоводстве, бортовая дежурная шлюпка для яхт и малых речных судов, рабочая шлюпка для базирования на берегу, на борту судна или в составе автопоезда, лодка для первичного обучения хождению под парусом, лодка для нужд рекреации (отдыха на воде), в том числе и для работы в составе лодочных станций, лодка для спортивного рыболовства.
Грузоподъёмность лодок данной группы колеблется от 300 до 600 кг (3-5 человек с оборудованием или багажом, масса человека принимается соответственно 100-120 кг). Одним из основных требований к судам данной группы является ограничение массы порожнем пределом в 50-120 кг. Т.е. пустую лодку (без вёсел, мотора) должны свободно переносить 2-3 человека.
Вторая группа: 1=4,5-6 м, В=1,6-2 м, Нб=0,5-0,6 м. Масса порожнем от 120 до 400 кг. Грузоподъемность от 600 кг до 2-х т. Могут оборудоваться вышками-«тауэрами» и тентами.
Варианты использования - помимо обозначенных для судов первой группы, дополняются применением в качестве судейского катера, буксировщика воднолыжников и вейкбордистов. Лодки предельных для данной группы габаритов могут применяться в качестве спасательных шлюпок береговых спасательных станций, малых промысловых судов при работе со ставными сетями и неводами. Могут использоваться в качестве бортовых ботов-буксировщиков бежного конца невода на сейнерах. Возможно применение их как патрульных правоохранительными и природоохранными органами.
Третья группа представлена лодками L=6-9 м, В=1,6-2,5 м, Нб=0,6-0,85 м. Масса порожнем от 400 кг до 2-х т. Могут оборудоваться тентами, вышками-«тауэрами», рубками-убежищами, площадками-«кринолинами».
Назначение: те же варианты, что для первой и второй групп. Однако, возможно использование в качестве бортовой дежурной шлюпки на крупных речных и морских судах, для обслуживания лодочных переправ с малыми пассажиропотоками. В варианте судейского катера, судна для удебного лова (лов удочкой) или рабочей шлюпки может оснащаться вышкой-«тауэром» с верхней рабочей площадкой. При использовании в промышленном рыболовстве возможна работа не только со ставными, но также с плавными сетями и неводами, бим-тралами.
Четвёртая группа. Лодки со следующими размерениями: 1_=9-12 м, В=2-2,5 м,Нб=0,65-1,0м. Собственная масса от 1,5 до 3-хт. Грузоподъёмность от 3-х до 5-ти т. Могут оборудоваться всеми видами тентов, вышек-«тауэров», площадок-«кринолинов», а также рубками значительных объёмов.
Назначением данной группы может являться: транспортировка малых партий груза и пассажиров (до 12 человек включительно), использование на промысле (обслуживание всех видов сетей и неводов, работа с бим-тралами, близнецовыми тралами, ловушками). Могут применяться в качестве неводников при закидном лове. Возможно оснащение промысловыми шпилями сетевыборочными и неводовыборочными машинами. Возможно дооборудование как гарпунного бота для добычи крупной рыбы.
Возможна работа в качестве спасательных лодок береговых спасательных станций, разъездного, патрульного или прогулочного судна. Как бортовые плавсредства используются редко.
В этих же размерениях, но при полных обводах могут существовать катера выполняющие функцию буксиров-кантовщиков или толкачей для малых рек. В последнем случае суда могут оборудоваться носовыми упорами и свайно-закольным устройством.
Пятая группа. Лодки с размерениями: L=12-14 м, В=2,5-3,2 м, Нб=0,7-1,2 м. Собственная масса от 2-х до 3,5 т. Грузоподъёмность от 4 до 8 т. Помимо вышеупомянутой комплектации для предыдущих групп (тенты, вышки-«тауэры», площадки-«кринолины» и т.п.) могут оснащаться грузовой стрелой грузоподъёмностью до 1 т.
Подобно лодкам четвёртой группы преимущественно применяются для транспортировки малых партий грузов и пассажиров, в качестве прогулочных судов, а также на промысле (в тех же вариантах что и лодки предыдущей четвёртой группы).
Как бортовые плавсредства практически не применяются.