Распределительный вал и клапаны
Распределительный вал у верхнеклапанных двигателей располагается в головке блока цилиндров и приводится во вращение от коленчатого вала замкнутой двухрядной втулочной цепью, либо резиновой передачей. Ведущая звездочка привода устанавливается на переднем конце коленчатого вала, ведомая - на фланце распредвала, фазы газораспределения обеспечиваются конструктивно предусмотренной ориентацией ведущей и ведомой звеадо звёздочек, а также постоянно натянутой цепью (рис. 85).
Распредвал, отлитый из серого чугуне е имеет несколько опорных шеек, кулачки асимметричного профиля и эксцентрик привода топливного насоса. Вдоль вала проточен масляный канал, с которым сообщаются каналы, высверленные в кулачках и средней опорной шейке. Коромысла клапанов изготовлены с разным соотношением плеч, на конце короткого плеча предусмотрена сферическая поверхность пятки для опоры на кулачок, а на конце длинного плеча - резьбовое отверстие, куда вворачивается болт для регулировки тепловых зазоров в приводе клапанов. Малый зазор при нагреве двигателя приводит к неплотной посадке клапана на седло, соответственно к утечке газов и обгоранию рабочей поверхности клапана, увеличенный зазор - к неполному открытию клапанов, ухудшению условий наполнения и очистки цилиндров, повышению ударной нагрузки на сопряженные детали клапанного механизма и их ускоренному износу.
Рис. 85. Натяжение цепи привода распределительного вала: а - двигателей ВАЗ; б - двигателей автомобиля "Москвич-412"; 1 - звездочка распределительного вала; 2 - цепь; 3 - успокоитель; 4 - звездочка привода масляного насоса; 5 - звездочка коленчатого вала; 6 - башмак натяжителя; 7 - фиксирующая гайка; 8 - нажимный сухарь; 9 - регулировочный стержень; 10 - пружина; 11 - плунжер; 12 - звездочка натяжного устройства; 13 - стопорный винт; 14 - верхняя крышка картера; 15 - пробка; 16 - планка; 17 — рычаг.
Клапаны (рис 84) стальные с
тарельчатой плоской головкой, удерживаются наружной и внутренней высокопрочными
пружинами противоположной навивки, чтобы при поломке одной из них ее витки не
могли попасть между витками другой. Хромированные стержни (штоки) клапанов имеют
кольцевую выточку, в которую вставляются два сухаря для крепления пружин. Штоки
перемещаются в металлокерамических направляющих втулках, запрессованных в
головку блока цилиндров. Посадка головок клапанов в седлах обеспечивается
высокой точностью обработки последних и притиркой. Под фазами газораспределения
понимают моменты начала открытия и конца закрытия клапанов, выраженные в
градусах угла поворота коленвала относительно мертвых точек (ММТ и ВМТ). Фазы
подбираются опытным путем в зависимости от быстроходности двигателей и
конструкции его впускной и выпускной систем. Для лучшей очистки цилиндров от
отработавших газов выпускной клапан открывается до НМТ. закрывается после ВМТ.
для лучшего наполнения - впускной клапан открывается до ВМТ, закрывается после
НМТ.
При движении катера по воле судоводителя и в зависимости от обстановки постоянно меняется частота вращения коленчатого вала и, соответственно, мощность на валопроводе. В этих случаях судоводители обычно говорят, что меняется режим работы двигателя. Различаются следующие основные режимы работы двигателя: пуск, холостой ход. малая и средняя нагрузки, полная нагрузка, резкое увеличение нагрузки (с малого до полного и наоборот). Для перечисленных режимов горючая смесь должна быть различной, при этом важным является фактор экономичности.