Опознание места судна по глубинам
По линии положения и изобате. В районах плавания с равномерно изменяющимися глубинами, нанесенные на карте (плане) изобаты можно использовать в качестве дополнительной линии положения - изолиния. В этом случае, когда в поле зрения находится только один ориентир, на него берется пеленг или измеряется (рассчитывается) расстояние и на карте прокладывается соответствующая линия положения.
Точка пересечения этой линии с изолинией дает так называемое
опознанное (приближенное) место судна, которое обозначается значком .
Предположим, что на
ориентир А взят пеленг по компасу и измерена лотом глубина - 5 метров. Точка
пересечения линии положения (ОИП) с нанесенной на карте пятиметровой изобатой
даст опознанное место судна точка М1 (рис.
223).
Рис. 223. Опознание места судна по пеленгу (расстоянию) и изобате.
Теперь предположим, что измеренное (рассчитанное) расстояние до этого же ориентира составило DA , а измеренная лотом глубина -15 м. В этом случае радиусом DA проводится на карте дуга окружности аа1 и визуально (между изобатами 10 и 20 метров) отмечается изолиния, соответствующая измеренной глубине 15 м. Пересечение этой изолинии с линией положения аа1 даст опознанное место - точка М2 . При использовании лота рекомендуется учитывать и характер фунта в месте измерения.
По курсу и глубинам. При отсутствии береговых ориентиров или в условиях плохой видимости, когда место судна определить невозможно, место можно опознать по курсу и глубинам. Для этого на карте измеряются расстояния между отметками глубин и рассчитываются промежутки времени, необходимые судну, при известной скорости, для прохождения этих расстояний. Затем, через рассчитанные промежутки времени делается 8-10 измерений глубин с отметками времени (если есть лаг, то отмечаются и его показания). После этого берется калька и на ней произвольно проводится линия истинного курса, вдоль которой наносятся счислимые точки в момент измерения глубин, а также значения этих глубин (рис.224). Калька накладывается на карту так, чтобы линии ИК на карте и кальке были параллельными, а отметки глубин совпадали.
Рис. 224. Опознание места судна по истинному курсу и глубинам.
Рис. 225. Опознание места судна по отличительным глубинам.
Когда совпадение глубин достигнуто, предполагаемое место судна
будет соответствовать точке М, т.е. точке измерения последней
глубины.
По отличительным глубинам. Отличительной глубиной
называются глубины, резко отличающиеся (в большую или меньшую сторону) от
окружающих глубин. Если на пути судна имеются отличительные глубины, нанесенные
на карту, и их удается определить с помощью лота (эхолота), то есть основание
считать, что судно находится в месте определенной отличительной глубины
(рис. 225). Отличительными глубинами могут быть отдельные банки,
отмели, впадины.
Судоводитель должен знать, что опознание места судна по
глубинам, является вынужденным методом определения и не может гарантировать
точное местонахождение судна. Поэтому при первой же возможности
проконтролировать точность ведения прокладки, необходимо использовать способы
определения, гарантирующие точность обсервации. Рассмотренные методы определения
и опознания места судна в море наиболее просты и доступны, но они не являются
исчерпывающими. Существует еще ряд различных способов, позволяющих определить
место судна, и при желании могут быть изучены с помощью учебных пособий,
предназначенных для судоводителей морского флота.