animateMainmenucolor
activeMenucolor

Определение места судна в море

Определение места судна по двум пеленгам

Этот способ прост и наиболее широко применяется в практике.
Соблюдая правила выбора ориентиров и порядок их пеленгования, судоводитель берет по компасу с помощью пеленгатора два пеленга, рассчитывает истинные пеленги и проводит на карте две линии положения. Полученная точка пересечения и есть обсервованное место (рис. 214), которое обозначается известным способом, а рядом записывается время обсервации (в числителе) с точностью до минуты и отсчет лага (если он есть на судне) с точностью до 0,1 (в знаменателе).

Рис. 214. Определение места судна по двум пеленгам.

Недостатком этого способа является отсутствие контроля полученной обсервации. Поэтому, при возможности рекомендуется повторить наблюдения несколько раз. Если расстояния между обсервованными точками на карте будут пропорциональны расстояниям, которые прошло судно между обсервациями, а точки пересечений линий пеленгов (положений) располагаются близко к линии курса, то полученные обсервации можно считать достоверными. Если же указанные расстояния не пропорциональны, или точки расположены по кривой линии, то вероятнее всего, что принятая поправка компаса (ДК) ошибочная. 

Если в пределах видимости находится три ориентира (рис. 215), то взяв пеленги на эти ориентиры и проложив рассчитанные линии положений на карте, определяется место судна с достаточной точностью. При этом способе наличие трех линий положения (пеленгов) дает более надежную (точную) обсервацию, т.к. третья контрольная линия всегда укажет на допущенные ошибки.


Рис. 215. Определение места судна по трем пеленгам.

Если ошибки отсутствуют и три пеленга взяты одновременно (приведены к одному моменту), то все линии положения пересекутся в одной точке. Однако, из-за неизбежности воздействия случайных и систематических ошибок, а также промахов, рассчитанные линии положения, как правило, в одной точке не пересекаются, а образуют так называемый треугольник погрешностей (рис. 216).

Рис. 216. Треугольник погрешности.

Определение места судна по трём пеленгам

Если в пересечении трех линий положений (ЛП) образуется треугольник погрешности со сторонами не более 0,5 мили (в масштабе карты), то место судна принимается: для равностороннего треугольника (рис. 215, а) - в центре, для треугольника вытянутой формы (рис. 216, б) - ближе к его короткой стороне.

Если стороны треугольника больше 0,5 мили (рис. 216, в), необходимо повторить пеленгование. Но если и при повторном пеленговании стороны треугольника не уменьшются, то следует считать, что поправка компаса не верна. В этом случае судоводитель изменяет значение АК на 2 - 4° в ту или иную сторону и, проложив на карте вновь исправленные пеленги, получает новый треугольник погрешности подобный первому. Соединив сходные вершины двух треугольников прямыми линиями, в точке их пересечения получится обсервованное место судна. Получив таким образом место судна, определяется действительная поправка компаса. Для этого полученное место судна поочередно соединяется с ориентирами на карте и снимаются истинные пеленги. Определив ИП1 , ИП2 и ИП3 и сравнив их с полученными при пеленговании КП1, КП2 и КП3, находятся три значения поправок компаса ΔK1, ΔК2 и ΔК3. Осреднив эти значения, находится действительная поправка компаса: