Определение места судна по крюйс-пеленгу
Этот способ применяется в случаях, когда виден только один
ориентир, расстояние до которого измерить не представляется возможным. Сущность
состоит в том, что ориентир пеленгуется дважды в различные моменты времени и
место судна определяется на момент взятия второго пеленга. При этом определение
производится с учетом курса и пройденного расстояния за время между
пеленгованиями. Полученное место судна называется счислимо-обсервованным и
обозначается на карте треугольником в месте пересечения линий положения .

Рис. 222. Определение по крюйс-пеленгу.
На момент взятия первого пеленга на карте проводится линия ОИП1 с маяка А до пересечения с линией истинного курса - точка К. При этом ОИП1 = ОКП1 + ΔК = 230°,0 + (-5°,0) = 225°,0. Аналогично рассчитываем ОИП2 = 140°,0--5°,0 = 135°,0 и проводим его на карте. За время между пеленгами (0,5 часа) судно прошло 12 миль. Откладываем это расстояние по линии ИК от точки К. Из полученной точки К1 , проводим ОИП1 , до пересечения с линией второго пеленга. Полученная точка М является счислимо-обсервованным местом судна на 12 час. 30 мин.
Примечание: если судно оборудовано лагом, то расстояние между первым и вторым пеленгованием берется по отсчету лага и после учета поправки лага, откладывается на линии курса. Рассмотренный пример является общим случаем и характерен для определения места судна, по крюйс-пеленгу без учета ветра и течения.