animateMainmenucolor
activeMenucolor

Определение места судна в море

Определение места судна по крюйс-пеленгу

Этот способ применяется в случаях, когда виден только один ориентир, расстояние до которого измерить не представляется возможным. Сущность состоит в том, что ориентир пеленгуется дважды в различные моменты времени и место судна определяется на момент взятия второго пеленга. При этом определение производится с учетом курса и пройденного расстояния за время между пеленгованиями. Полученное место судна называется счислимо-обсервованным и обозначается на карте треугольником в месте пересечения линий положения .

 Предположим, что в 12 час 00 мин по магнитному компасу был взят на обозначенный на карте маяк А компасный пеленг равный 50°,0 (ОКП1 , = 230°,0) при поправке компаса ΔК = - 5°,0 (d = - 3,2°, δ = - 1°,8). При этом судно следовало КК = 95°,0 со скоростью 24 узла. Ветер и течение в районе плавания отсутствуют. В 12 час 30 мин второй компасный пеленг на этот маяк составил 320°,0 (ОКП = 140°,0). Определение места производится в следующем порядке (рис. 222).

Рис. 222. Определение по крюйс-пеленгу.

На момент взятия первого пеленга на карте проводится линия ОИП1 с маяка А до пересечения с линией истинного курса - точка К.  При этом ОИП1 = ОКП1 + ΔК = 230°,0 + (-5°,0) = 225°,0. Аналогично рассчитываем ОИП2 = 140°,0--5°,0 = 135°,0 и проводим его на карте. За время между пеленгами (0,5 часа) судно прошло 12 миль. Откладываем это расстояние по линии ИК от точки К. Из полученной точки К1 , проводим ОИП1 , до пересечения с линией второго пеленга. Полученная точка М является счислимо-обсервованным местом судна на 12 час. 30 мин.

Примечание: если судно оборудовано лагом, то расстояние между первым и вторым пеленгованием берется по отсчету лага и после учета поправки лага, откладывается на линии курса. Рассмотренный пример является общим случаем и характерен для определения места судна, по крюйс-пеленгу без учета ветра и течения.