Источники электроэнергии на яхте
«Береговой» (внешний) источник энергии. Речь идет об электроснабжении с берега, когда на яхте необходимо выполнять ремонт на плаву с применением электроинструмента или подать мощное освещение. Опасное занятие. Не забудьте надеть сухие резиновые сапоги и электроизолирующие перчатки. Не участвующих в работе отправьте на берег. 220 В и тем более 380 В при неосторожном применении приводят к мгновенной смерти. Следует также строго отнестись к исправности изоляции подводящих кабелей и особенно в местах их соединений: вилка — розетка; патрон — лампа (лампа должна быть в колпаке!) и др.
«Браваду» и «авось» в таких случаях следует жестко пресекать.
На любой крейсерской яхте, когда плавание возможно в любое время суток (значит и ночью тоже), необходимо иметь навигационные огни: бортовые, круговой, гакабортный.
Освещение в салоне, штурманском уголке — тоже не помешает.Для этих целей применяют различные бортовые источники электропитания: аккумуляторы, сухие батареи, «солнечные» панели (батареи) + аккумулятор.
Аккумуляторы бывают разных типов:
- стартерные автомобильные (кислотные) 12-вольтовые могут дать единовременно большой ток, однако при глубоком разряде приходят в негодность. Такому аккумулятору для нормальной службы требуется частая подзарядка от генератора бортового двигателя;
- авиационные или лабораторные (щелочные) большого тока дать не могут из-за собственного большого внутреннего сопротивления. Глубокий разряд таких аккумуляторов вполне нормальное явление. Аккумуляторы можно заряжать от случая к случаю на берегу. Одна банка выдает 1,25 В. Батарея 12 В состоит из 10 банок. Однако для заряда аккумуляторов требуется зарядное устройство (или генератор) и время.
- аккумуляторы специального назначения отличаются большой емкостью, малыми габаритами и очень высокой стоимостью.
Сухие батареи, как и щелочные, больших токов не выдают, однако обладают большой емкостью. Например, батареи типов «Бакен» имеют емкость 120 Ач (малые 100 × 100 × 80 мм) или 250 Ач (200 × 100 × 80 мм), «Энергия» — 300 Ач (!) — габариты 200 × 100 × 80 мм. Каждая банка указанных выше габаритов выдает напряжение 2,6 В.
Таким образом, чтобы организовать бортовое питание 12 В необходимо 5 банок. Такой батареи при умеренном использовании хватает на весь сезон и при этом не возникает никаких забот, связанных с их эксплуатацией.
Прежде чем приобрести и использовать аккумуляторы и сухие батареи, ознакомьтесь внимательно с инструкциями по их эксплуатации.
Иногда (В экстренных случаях на малых яхтах.) в качестве бортового питания можно воспользоваться обычными цилиндрическими батарейками (Ø30 мм) для «карманных» фонариков.
Рис. 5.99. Источник питания из батареек
Чтобы получить блок, закатайте 9-10 шт. батарей в обыкновенную газету, а провода примотайте изолентой к полюсам батарейки, при этом не жалейте изоленту и наматывайте ее вдоль батареек. Полученную батарею полезно вдоль изоленты прихватить еще и тонким шнурком. Такого бортового источника вполне хватит на выходные дни. Емкость такой батареи всего 0,5 Ач.
Возможен вариант использования аккумулятора 12 В от автономного шуруповерта. Не забудьте этот аккумулятор подзарядить перед походом, ведь его емкость немного больше предыдущего случая (1,3 Ач).