Безопасность стоянки у причала обеспечивается надежностью и правильным расположением швартовных канатов и наличием на причале швартовных устройств (кнехты, тумбы, палы, рымы, обухи и т.д.).
Наиболее крепкие швартовы располагают в направлении действия наибольших нагрузок, испытываемых судном от ветра, течения, волн и др. факторов. Если причал не оборудован стационарными кранцами, то во избежание повреждения корпуса или судовых устройств, судоводитель должен обеспечить наличие мягких кранцев между стенкой причала и бортом судна.
На рис. 235 приведены названия швартовных концов в зависимости от их расположения при стоянке у причала лагом. В зависимости от условий судоводитель самостоятельно решает сколько и какие швартовы должны быть поданы с судна на причал.
Рис. 235.
Схема расположения
швартовных концов: 1 - носовой продольный; 2 - носовой прижимной; 3 -
носовой шпринг; 4 - кормовой продольный; 5 - кормовой прижимной; 6 - кормовой
шпринг.