animateMainmenucolor
activeMenucolor

Патент-риф и закрутка стакселя на парусных судах, яхтах

Патент-риф

Патент-риф довольно сложное устройство. Конструкции возможны очень разнообразные, однако отметим принципиальные их черты — обязательные для всех конструкций. При создании патент-рифа необходимо обеспечить принудительное вращение гика на любых курсах парусного судна относительно ветра при одновременном потравливании грота-фала и, во-вторых, стопорение гика от проворачивания, когда операция взятия рифов закончена.

Из названных условий вытекает следующее.

Гик должен сочетаться с проводкой гика-шкотов на нок (Нок — свободный конец любого рангоутного дерева.) и в момент скручивания паруса подвешиваться на топенанте за тот же нок. Поскольку парус не плоский, а выпуклый, то не плохо, чтобы гик имел утолщение в своей средней части, которое при наматывании грота будет выбирать его пузо и форма паруса будет меньше деформироваться.

Для скручивания необходимо приводное устройство. Обычно это ось проходящая сквозь мачту и оснащенная рычагом с ручкой. Стопорное устройство соединено постоянно с осью привода и включается и выключается подвижной шпилькой. Можно стопорное устройство совместить со складной ручкой привода. (Ручка должна быть складной, если она создает помеху стакселю и его шкотам при выполнении поворотов яхты и перебрасывании стакселя с борта на борт).

Ось привода не совпадает с осью вращения гика, поэтому гик соединяется с осью с помощью шарнира Гука, представляющего собой подвижное соединение их трех деталей:

Рис. 5.47. Шарнир Гука: 1 — «П»-образные детали, присоединяемые одна к гику, другая к оси привода; 2 — проставка соединительная «П»-деталей;3 — две взаимно перпендикулярные оси.

Таким образом, схема патент-рифа будет выглядеть так:

Рис. 5.48. Патент-риф: 1 — мачта; 2 — ось привода; 3 — рычаг привода; 4 — ручка-стопор (ручка может сдвигаться за мачту и стопорить гик); 5 — шарнир Гука; 6 — гик;
7 — утолщение в виде узлов (кнопов); 8 — подвеска блоков; 9 — топенант; 10 — подвижный блок гика-шкотов; 11 — грот.

Из этого рисунка ясно, что наматывание паруса исключает применение оттяжки гика, это удается компенсировать удлиненным погоном коренного блока гика-шкотов. (На рисунке тележка гика и погон, установленные в кокпите, не показаны.)

Примечание: оттяжка гика и погон гика-шкотов предназначены для предотвращения деформации паруса в пропеллер и обеспечения оптимальных углов атаки грота по всей его высоте.