Разметьте большой лист ватмана с учетом выбранного масштаба (Удобные масштабы 1:10 или 1:20) линиями ДП; I, II и т. д.; рис. стр. 89, 1, 2, 3 и т. д., КВЛ, ВЛ1, ВЛ2, ВЛЗ, ОП, Б1, Б2 на месте будущих проекций: БОК, ПОЛУШИРОТА, КОРПУС.
На проекции «БОК» вычертите желаемый профиль корпуса в ДП.
На проекции «Полуширота» вычертите желаемый контур линий борт-палуба и кормы.
Перенесите с проекций «БОК» и «Полуширота» на проекцию «Корпус» точки
пересечения линии борта и линии днища с линией мидель-шпангоута. Таким образом,
на проекции «Корпус» вы получили две крайних точки мидель-шпангоута (точки 1 и 2
рис. 9.2). Между этими точками можно провести множество кривых: выберите
любую желаемую вами и вычертите мидель-шпангоут и тем самым задайте ширину
ватерлинии в плоскости (т. е.
на проекции «Корпус» точка 3).
С проекции «Корпус» ширину ватерлиний перенесите на проекцию «Полуширота». Носовые и кормовые точки ватерлиний берут с проекции «БОК» от линии днища (с форштевнем), пересекающей КВЛ, ВЛ1, ВЛ2, ВЛЗ. Для каждой вычерчиваемой ватерлинии имеется три определенные в IV точки: носовая, кормовая и «ширина». Выбор кривизны ватерлиний дело вашего представления или желания формы корпуса яхты. (К слову: большинство современных яхт имеют ватерлинии каплевидной формы с острым концом в нос).
Рис. 9.4. Ватерлинии каплевидной формы
Примечание: соседствующие ватерлинии не должны по характеру отличаться друг от друга. В противном случае на корпусе яхты могут появится «флюсы» и впадины. Равномерной плавно-выпуклой поверхности может не получиться. Это проявится и в форме шпангоутов, потому, что ватерлинии, вычерченные довольно произвольно, уже диктуют форму шпангоутов.
Пересечение группы ватерлиний с линиями 1, 2, 3, ... шпангоутов на проекции (рис. 9.3) «Полуширота» дают координаты соответствующих шпангоутов для проекции «Корпус». Верхняя и нижняя точка шпангоута берутся от линии борта и днища с проекции «БОК». Важно внимательно и тщательно их перенести с помощью циркуля (Следует помнить, что точность выполнения чертежа очень важна потому, что в натуре любая ошибка будет многократно увеличена соответственно масштабу (10 или 20 и т. д. раз!).) Чтобы не запутаться во множестве переносимых точек следует придерживаться правила: переносятся точки только одного шпангоута последовательно, начиная с самой нижней, после этого шпангоут сразу вычерчивают на проекции «Корпус». Далее операция повторяется для остальных шпангоутов.
Вычерченные шпангоуты дают координаты батоксов для проекции (рис. 9.3) «БОК». Точки пересечения шпангоутов с линиями I, II, III на проекции «Корпус» переносят так же системно, аналогично предыдущему п. VI на проекцию «БОК». Для примера, шпангоуты, пересекаясь с линией I, дадут (размеры) положения точек первого батокса для построения его на проекции «БОК».
Для удобства дальнейшего пользования теоретическим чертежом составляют таблицы плазовых ординат. А именно, по горизонтальной оси «Y», т. е. с проекции «Корпус» со всех ватерлиний и выше (ЛБ, ББ1, КВЛ, ВЛ1, ВЛ2, ВЛЗ, и т. д.) в таблицу записывают значения «ширины» шпангоутов в мм на определенной высоте от ОП.
При этом помним, что между ЛБ, Б1... ВЛЗ имеются определенные (лучше одинаковые) расстояния. Эти расстояния должны быть учтены в дальнейших расчетах площадей шпангоутов и объемов шпаций. Ниже приведем два примера теоретических чертежей яхт. Рассмотрите их внимательно. Они выполнены несколько в иных обозначениях, но суть одна: задана форма корпуса.
Возьмите лист клетчатой бумаги и пока без чертежных инструментов — одним карандашом проделайте разок все описанное и вы поймете, что овладели черчением и чтением теоретического чертежа.
Рис. 9.5. Теоретический чертеж
Рис. 9.6. Теоретический чертеж с таблицей плазовых ординат
Таблица плазовых ординат
Линия |
Номер шпангоута | ||||||||||
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Тр. |
|
Полушироты от ДП | ||||||||||
Линия борта — ЛБ |
392 |
684 |
897 |
1040 |
1120 |
1152 |
1150 |
1130 |
1070 |
992 |
876 |
Ватерлиния — 6 5 4 3 2 1 |
110 96 55 20 - - |
473 426 364 295 199 55 |
733 696 630 549 418 233 |
919 890 835 753 616 397 |
1045 1015 970 892 740 480 |
1160 1080 1045 980 821 573 |
1130 1110 1070 1000 870 602 |
1096 1078 1040 970 815 411 |
1030 1006 959 876 677 - |
930 896 826 718 426 - |
800 753 660 493 - - |
Киль — ЛК |
15 |
25 |
48 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
62 |
55 |
|
Высоты от КВЛ | ||||||||||
Линия борта — ЛБ |
950 |
890 |
646 |
808 |
780 |
759 |
746 |
732 |
726 |
732 |
746 |
Батокс — Б2 Б1 |
- 753 |
673 11 |
68 -179 |
-122 -253 |
-171 -274 |
-205 -288 |
-212 -271 |
-178 -230 |
-133 -193 |
-56 -137 |
66 -48 |
Киль — ЛК |
0 |
-248 |
-312 |
-343 |
-344 |
-332 |
-304 |
-260 |
-214 |
-154 |
-86 |