Самостоятельная постройка парусных яхт
Задачей настоящего проекта является создание необходимых расчетов, чертежей, спецификаций материалов и предметов снабжения парусной яхты, технологических и иных указаний.
Конечной целью является изготовление и ввод в эксплуатацию круизной яхты для плаваний в условиях мелководных пресных рек, озер и кратковременных прибрежных морских походов с автономностью до одного месяца с экипажем до 4-х человек и вместимостью до 8 ÷ 12 человек на прогулке продолжительностью не более одних суток. Несение вахт и управление яхтой должны обеспечить двое квалифицированных яхтсменов. В длительных плаваниях к несению вахт предусматривается привлечение и других членов экипажа.
Под автономностью понимается здесь плавание яхты без какой-либо помощи и пополнения снабжения из береговых источников.
Дополнительными условиями при проектировании принимаем следующее:
- технологичность конструкции;
- минимальные трудозатраты;
- неприхотливость яхты в обслуживании при ее эксплуатации, транспортировке, хранении и ежегодной подготовке к навигации;
- простота конструктивных решений без ущерба другим качествам яхты (например: безопасность, комфортабельность, удобство управления, ходкость, маневренность и т. д. и т. п.).
Рис. II.2 Теоретический чертеж яхты
![]() |
Длина наибольшая ( с бушпритом) | 10,5 м (11,2 м) |
Ширина наибольшая | 3,5 м | |
Высота надводного борта | 1,2 м | |
Осадка корпусом (швертом) | 0,55 м (2 м) | |
Водоизмещение | 5,3 т | |
Площадь парусности (+ дополнительная) | 53,7 м2 (+50 м2) | |
Высота вооружения от КВЛ | 12,8 м |
Рис. II.3. План парусности
Технология постройки, порядок и глубина конструирования
Самым первым шагом в постройке яхты следует считать создание стапеля, т. е. достаточно фундаментальных опор, которые впоследствии выдержат уверенно вес всего корпуса: не менее 5 тонн. Подробнее...
Создание корпуса яхты
1. Изготавливается днище, состоящее из трех частей: носовой, средней и кормовой, для чего делаем раскрой и заготовки.
Толщины:
- средней части 25 ÷ 35 мм;
- носовой и кормовой 8 ÷ 15 мм.
Толщины должны быть уточнены при расчете остойчивости яхты. Расчет остойчивости должен быть выполнен вторично по фактическому исполнению корпуса. Полученный восстанавливающий момент должен быть указан в судовом билете яхты. В средней части днища вырезается щель для последующей установки на нее коробки швертового колодца.
2. Следующим шагом будет создание прогиба средней части в вальцах или с помощью «бабы» и двух временных опор.
К выгнутой средней части приваривают более тонкие листы носовой и кормовой частей, также предварительно отформованных.
Сваренная в единый лист днищевая часть надежно устанавливается на стапеле, обеспечивая при этом прогиб днища в соответствии с чертежом. Установленное днище обрезают по контуру до чистового размера.
Указания по самостоятельной постройке яхты
Как при изготовлении днища, так и при изготовлении других корпусных деталей будут неизбежно возникать погрешности в размерах и, следовательно, должен главенствовать метод взаимной подгонки деталей и постоянный контроль симметрии строящегося корпуса. Подробнее...
Расчеты, производимые при постройке яхт
Ожидаемые технические характеристики яхты
Тип судна: |
круизная парусная яхта |
Год постройки: |
|
Тип парусного вооружения: |
бермудский шлюп или тендер |
Длина наибольшая (с бушпритом): |
10,5 м (11,2 м) |
Ширина наибольшая: |
3,5 м |
Высота надводного борта: |
1,2 м |
Осадка корпусом (швертом): |
0,55 м (2 м) |
Водоизмещение: |
5,3 т |
Площадь парусности (+ дополнительная): |
53,7 м2 (+ 50 м2) |
Высота вооружения от КВЛ: |
12,8 м |
Тип двигателя и мощность: |
подвесной «Эвинруд» (или аналогичный) 15 ÷ 20 л. с. |
Вместимость максимальная |
|
Число спальных мест |
|
Штурманский уголок |
|
Камбуз |
|
Гальюн |
|
Обеденный стол |
|
Электросеть 12 В |
|
Водопровод |
|
Фановая система |
|
Шкафы для одежды и инвентаря |
|
Полки для мелких предметов |
Уточнение характеристик должно быть выполнено на основе фактических данных, полученных при постройке яхты.
Основные системы и устройства яхты
Рекомендации по пользованию яхтой
Управлять яхтой может подготовленный должным образом рулевой. Желательно наличие подготовленного помощника — матроса. Подробнее...