Рым-болт
Рым (рым-болт) — это прочное соединение прочного кольца с массивной деталью или устройством. Как правило, рым выполняется из литой стали в виде единой детали — рым-болта. Установленный постоянно, рым-болт принимает на себя большие нагрузки вдоль своей оси.
Рис. 5.22. Рым-болт
Например, пара рым-болтов, вмонтированных в килевую балку парусной яхты класса «Дракон» служат для подъема яхты при перемещении ее по воздуху краном.
Рис. 5.23. Рым-болты в «Драконе»
Рым-болт, установленный должным образом в своем рабочем положении называют просто — рым.
Обушки и скобы
Обушки и скобы — аналоги рыму, однако для значительно меньших нагрузок. Обушки — совсем для малых нагрузок. Скобы — прочнее обушков, но предназначены и устанавливаются в местах, где действующие на них нагрузки меньше, чем в рым-болтах.
Рис. 5.24.: а) штампованный обушок; б) скоба из нержавеющей стали
Скобы выглядят на яхте наиболее эстетично из этих трех названных здесь деталей (в том числе — рым). Обушки и скобы предназначены для временного или постоянного крепления палубного и другого оборудования: спинакер-гиков, бушпритов, фут-штоков, блоков, парусов, тентов и т. п. в зависимости от ситуации; а также могут быть использованы как кипы.
Скобы (при определенных условиях) могут использоваться как вант-путенсы.
Следует пояснить что такое «определенные условия». Суть в том, что сама по себе скоба не менее прочна чем рым, однако способы крепления и применения их отличаются.
Рым может вворачиваться в резьбу массивной металлической детали или устанавливаться как обычный болт с гайкой и шайбой. При этом рым наилучшим образом выдерживает рабочие нагрузки вдоль оси болта и несколько меньшие нагрузки во всех других направлениях. Величина допустимой рабочей нагрузки зависит не только от прочности рым-болта, но и от основания с которым выполнено соединение.
Скоба, в отличие от рым-болта, вворачиваться в основание не может в принципе. Здесь обязательны гайки под основанием и, при больших предполагаемых на скобу нагрузках, не только шайбы, но и специальные подстилающие стальные детали как можно большей площади.
Подстилающая деталь под основанием необходима для превращения сосредоточенной
нагрузки на скобе в рассредоточенную по площади нагрузку на основание. Особенно
важной подстилающая деталь становится, когда необходимо передать нагрузку с
палубы на борт, например, как показано на рисунке 5.25.
Рис. 5.25. Передача нагрузки со скобы на борт
Сочетание унифицированных и простых в изготовлении скоб с разнообразными легкими и простыми подстилающими деталями позволяют широко и успешно их применять.