animateMainmenucolor
activeMenucolor

Счисление пути движения судна

Счисление пути с учётом течения и дрейфа

Во время плавания на судно могут одновременно воздействовать и ветер, и течение. В результате этого воздействия судно будет перемещаться не по линии истинного курса, а по другой линии, отличной от ИК на соответствующий угол суммарного сноса.

Этот угол обозначается буквой С и равен алгебраической сумме угла дрейфа а и сноса β.

С  = α + β

Истинный курс, путевой угол и суммарный угол сноса выражаются алгебраической зависимостью:

ИК = ПУ-С,
ПУ = ИК + С,
С = ПУ — ИК

При графическом счислении с учетом течения и дрейфа на карте прокладывается три линии: истинного курса (ИК), пути от дрейфа (ПУа) и пути от суммарного сноса (ПУ). При этом линия ИК показывается коротким отрезком, линия пути дрейфа (ПУа) тонкой линией, а линия пути от суммарного сноса (ПУ) - более жирной линией до прекращения суммарного сноса (рис. 210). На линии пути (ПУ) карандашом указываются значения КК, ДК и С.

Рис. 210. Изображение на карте линий курса и пути при сносе. Точка А - точка начала учета суммарного сноса а - линия ИК; в - линия ПУа; с - линия ПУ


При суммарном сносе, также как и при учете сноса на течении, решается две основных задачи.

  •  Известны: И К, α , скорость судна (Vл ), а также скорость (Vт ) и направление течения. Необходимо узнать ПУиС.
    По формуле: ПУα = ИК + α рассчитывается линия пути дрейфа, которая прокладывается на карте (рис. 211). На этой линии откладывается Vл (скорость судна за час) и строится уже известным методом навигационный треугольник. Для этого из точки В по направлению течения в масштабе карты откладывается скорость течения (Vт ) в узлах. Полученная точка С соединяется с начальной точкой А и получается ПУ, на линии которого записываются значения КК, ΔК и С.
  •  Известны: ПУ, Vл , α, направление течения и его скорость Vm . Необходимо определить: ИК (КК), ПУα, β иС.

Рис. 211. Определение пути при суммарном сносе.

Рис. 212. Определение курса при суммарном сносе.

От точки А (рис. 212) по направлению течения откладывается в масштабе карты Vт в узлах. Из полученной точки В радиусом, равным скорости судна делается засечка на линии пути (ПУ) -точка С. Параллельно линии ВС из начальной точки А проводится прямая, которая является линией пути от дрейфа (ПУα). Сняв транспортиром направление ПУα, по алгебраическим формулам рассчитываются:

ИК = ПУα - α,
С = р + α,
β = ПУ - ПУα,
ИК = ПУ — С

Для приобретения достаточных навыков по ведению графического счисления, закрепления знаний по расчету направлений и углов сноса, рекомендуется на листах миллиметровой бумаги самостоятельно выполнить ряд построений при произвольно заданных значениях элементов движения судна и условий плавания. Такая тренировка позволит в дальнейшем более осознанно изучать учебный материал по ведению прокладки на морской карте.