animateMainmenucolor
activeMenucolor
Главная / Водомёты / Элементы водомёта / Сопло и стремляющий аппарат

Сопло и стремляющий аппарат водомёта

Реверсивно-рулевое устройство водомёта

Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя обеспечивает управляемость моторного судна путем соответствующего отклонения выбрасываемой струи воды. Изменяя направление выброса струи на обратное (при сохранении неизменным направления вращения рабочего колеса водомета), судну дают задний ход.

Величина упора на заднем ходу обычно составляет 0,3-0,4 упора на переднем ходу в швартовом режиме, достигая в лучших конструкциях 0,5.

Реверсивно-рулевым устройством водомёта могут быть поворотная насадка, заслонки, створки и пр. Наибольшее распространение, благодаря простоте устройства, получили створчатые конструкции. В данном случае лодкой управляют, отклоняя выходящую из сопла струю воды двумя связанными шарнирной тягой вертикально расположенными рулевыми пластинами, которые изогнуты снизу и шарнирно навешены на сопло. Для поворотов параллельно отклоняют рулевые пластины вправо или влево посредством баллера, жестко соединенного с одной из пластин. Задний ход обеспечивают, воздействуя тросовым приводом на шарнир тяги, рулевые пластины сближаются и направляют струю воды под корпус в сторону носа моторного судна.

При створчатой конструкции реверсивно-рулевого устройства на сопле водомета предусматривают специальные детали для образования канала заднего хода и навешивания рулевых пластин. Сварной вариант подобного сопла показан на рис. 10.

Рис. 10. Сварная реверсивная камера. 1 — сопло; 2 — лист камеры; 3 — петли для навешивания рулевых пластин.

В этом случае канал образует фигурная деталь 2, которую огибают по верхней половине выходного отверстия сопла и приваривают к нему. Деталь вырезают из листового материала (того же, что и материал сопла) по предварительно снятому шаблону. Радиус скругления нижнего кормового угла детали 2 должен соответствовать радиусу отгиба нижней части рулевых пластин. Для навешивания пластин к образующей канала приваривают петли 3.

Изложенная выше методика расчета водометного движителя предполагает наличие основных исходных параметров двигателя и катера или его прототипа. Однако эти исходные данные в полном объеме имеются далеко не всегда, и удачный расчет высокоэффективного водомета для быстроходной глиссирующей лодки становится трудновыполнимым. Намного упрощают задачу приводимые ниже графики и диаграммы, разработанные специально для подбора оптимальных параметров водомета и судна.