Основные термины
Опасности, затрудняющие плавание судов в морских районах, подразделяются на постоянные и временные. К постоянным опасностям относятся препятствия для мореплавания, вызванные резко возвышающимся рельефом морского дна. Эти препятствия могут быть преодолимыми, затрудняющими плавание и непреодолимыми. Кроме того к ним относятся затонувшие суда, потерянные на малых глубинах якоря, подводные и осыхающие камни, рифы, скалы.
Временные навигационные опасности создаются, как правило, гидрометеорологическими факторами: туман, ветер, течение, волнение и т.п. К этому виду опасностей также можно отнести плавающие объекты: сорванные с якорей мины, рыболовные сети, дрейфующие буи, бочки, льдины, притопленные деревья и т.п.
Основные специальные термины, обозначающие виды рельефа морского дна, препятствий водных участков и сооружений на них:
Мель - общий навигационный термин, относящийся ко всем
более или менее обширным по площади возвышениям, глубины над которыми
относительно малы (для некоторых больших морских судов мели с глубинами менее 20
м считаются опасными).
Отмель - мель, идущая от берега.
Коса
- узкая длинная отмель.
Мелководье - обширное неглубокое
пространство.
Банка - отдельно лежащая мель, либо участок со
значительно меньшими глубинами, чем глубины, окружающие этот участок.
Бар - поперечная наносная мель в устьях рек и при входе в
бухту.
Риф - мель, коса, отмель с каменистым, скалистым или
коралловым дном. Особенно опасны для плавания осыхающие рифы и рифы, над
которыми небольшие глубины.
Камни - подводные, надводные и
осыхающие обломки твердых пород в прибрежной полосе.
Мыс -
оконечность части суши, выступающей в море.
Скала - отдельное,
небольшое по площади резкое повышение грунта дна, сложенного из твердых
пород.
Шхеры - прибрежные районы со скалистыми островами, имеющие
узкие извилистые проходы.
Яма - незначительный участок акватории с
резким увеличением глубины. Отличительная глубина - небольшой участок акватории
с глубиной, резко отличающейся от окружающих глубин.
Залив -
часть моря, вдающаяся в сушу. Бухта - залив небольших
размеров.
Лиман - мелководный, глубоко вдающийся в сушу залив с
косами, представляющий собой затопленную морем долину устьевой части реки или
затопленную прибрежную низменность.
Плес - сравнительно широкий и
свободный от островов и скал участок в шхерном или островном районе
моря.
Пролив - узкое водное пространство, соединяющее два обширных
района.
Проход - стесненный для плавания участок водного
пространства между берегами, островами и навигационными
опасностями.
Фарватер - обозначенный на карте безопасный путь для
плавания судов среди препятствий и опасностей.
Канал морской -
канал, искусственно прорытый в морском дне для прохода судов через мелководье и
обозначенный средствами навигационного оборудования.
Фьорд - узкий,
глубокий и далеко вдающийся в гористую сушу залив (бухта) с высокими и крутыми
берегами.
Рейд - участок водного пространства, расположенный на
подходах к порту, гавани, устью реки, предназначенный для стоянки
судов.
Якорная стоянка - участок водного пространства в заливе
(бухте) или на рейде, удобный для стоянки судов.
Гаеань - защищенное
от ветра, течений, волнения и ледохода водное пространство, служащее для стоянки
судов.
Аванпорт - внешняя часть порта, защищенная от волнения и
приспособленная для погрузки судов.
Волнолом -внешнее оградительное
сооружение, не связанное с берегом.
Порт - прибрежное водное
пространство, защищенное от волнений, наносов грунта и ледохода как естественным
профилем берега, так и искусственными заградительными сооружениями (волноломами,
дамбами, молами), обеспечивающими безопасную стоянку судов и производство
погрузочно-разгрузочных работ.
Порт-убежище - естественный или
искусственный защищенный рейд для укрытия судов от шторма.
Мол -
портовое сооружение, примыкающее к берегу в виде дамбы из камня, ряжей или песка
с каменной одеждой, служащее для ограждения акватории от волнения. Нередко молы
оборудуются местами для причала судов.
Дамба - гидротехническое
сооружение, аналогичное земляной плотине, возводимое для ограждения каналов или
рейдов от наносов и волн, а также для предохранения берега от затопления и
размывания.
Названия и характер грунта морского дна:
- Камень - отдельные глыбы, обломки скал.
- Валуны - большие обломки горных пород без острых граней.
- Щебень - небольшие обломки горных пород с острыми краями.
- Галька - мелкие округлившиеся обломки горных пород.
- Гравий - измельченная галька.
- Песок - грунт, содержащий 95% частиц крупнее 0,01 мм.
- Ил - грунт, содержащий 50-70% частиц крупнее 0,01 мм.
- Песчаный ил - грунт, содержащий 10-30% частиц размером меньше 0,01 мм.
- Глина - вязкий грунт, состоящий из частиц менее 0,001 мм.
- Глинистый ил - грунт, в котором более 50% частиц размером меньше 0,01 мм.
- Твердый грунт - массивные горные породы, залегающие под водой.
Мягкие грунты различаются по цвету: белый, бурый, желтый, красный, зеленый, коричневый, серый и т.д.
Ограждение навигационных опасностей
Средства навигационного ограждения опасностей в море подразделяются на береговые и плавучие. Подробнее...
Ограждение опасностей
В 1980 г. на конференции Международной ассоциации маячных служб было решено создать единую систему ограждения навигационных опасностей плавучими предостерегательными знаками, которая получила наименование Система ограждения МАМС. ( вставка №7).
Система объединяет пять типов знаков: кардинальные знаки (вставка №7); знаки ограждающие отдельные опасности (вставка №7, рис 20); осевые знаки, или знаки чистой воды ( №7, рис 21); латеральные знаки ( вставка №7, рис 22, 23) и знаки специального назначения (вставка №7, рис 24).
Системой предусмотрено деление Мирового океана на 2 региона: регион А и регион Б, которые отличаются только принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками. В регионе А, в который входит и Российская Федерация, с левой стороны фарватера (при ходе с моря) - красный цвет окраски знаков, в регионе Б - зеленый.
Кардинальные знаки выставляются по принципу ограждения навигационных опасностей относительно стран света и обозначают сторону, с какой следует обходить опасность. Горизонт вокруг опасности условно делится на секторы: северный между румбами NW и NE, восточный -между NE и SE, южный - между SE и SW и западный - между SW и NW. Определенной формы для знаков не установлено. Они выставляются в одном, нескольких или во всех секторах и называются по наименованию этих секторов. Топовая фигура имеет вид двух черных конусов.
Знаки ограждающие отдельные опасности. Форма буя любая. Выставляются непосредственно над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Топовая фигура имеет вид черных шаров (один над другим).
Осевые знаки. Форма - буи сферические или столбовидные и вехи. Обозначают ось фарватера и окружены со всех сторон безопасными глубинами. Топовая фигура - красный шар.
Латеральные знаки.
-
Знаки ограждения сторон фарватеров. Форма знаков левой стороны - буи цилиндрические, столбовидные или вехи. Топовая фигура - красный цилиндр. Огонь: цвет Кр (красный), характер любой, кроме Пр (2+1). Форма знаков правой стороны - буи конические, столбовидные или вехи. Топовая фигура -зеленый конус вершиной вверх. Огонь: Зл (зеленый), характер любой, кроме Пр (2+1).
-
Знаки разделения фарватеров. Форма знаков «основной фарватер справа» - буи цилиндрические, столбовидные или вехи. Топовая фигура - красный цилиндр. Форма знаков «Основной фарватер слева» - буи конические, столбовидные или вехи. Топовая фигура - зеленый конус вершиной вверх.
Знаки специального назначения. Форма знаков - любая.
Топовая фигура - желтый косой крест, обозначают специальные районы или объекты
(ограждение района свалки грунта или района военных учений, ограждение подводных
кабелей и трубопроводов, обозначение зоны отдыха и т.д.). Цвет огня желтый. На
вставках 7 и 10 приведены
схемы расстановки плавучих знаков МАМС в регионе А с их видами в ночное и
дневное время.