animateMainmenucolor
activeMenucolor
Главная / Управление маломерными судами / Судовые двигатели и электрооборудование

Судовые двигатели и электрооборудование маломерных судов

Преимущества и недостатки двигателей

Несколько слов о преимуществах и недостатках тех или иных двигателей. Преимущества карбюраторного двигателя: при одинаковой мощности вес в 2 раза меньше облегченного быстроходного дизеля, обладает меньшей шумностью и вибрацией, дешевле в пр» обретении, всегда обеспечен запчастями из-за повсеместного применения. Недостаток один топливо - бензин - огне и взрывоопасен, значительно дороже дизельного топлива и двигатель ев расходует в среднем на 40% больше.

Преимущества дизельного двигателя: более высокий эффективный КПД, чем у карбюраторных двигателей, отсутствие системы зажигания, отсутствие карбюратора, работа на дешевом топливе и меньший удельный его расход по сравнению с карбюраторным.

Недостатки: как правило, больший вес установки (за счет конструктивной необходимости усиления корпуса из-за высоких давления и температуры в цилиндрах), затрудненный пуск при низких температурах, необходимость тщательной фильтрации топлива, большая шумность. Именно из-за большого веса подвесные дизели предназначаются для эксплуатации только на больших служебных, спасательных и рыболовецких судах. Прогресс в совершенствовании конструкции дизелей, применение современных материалов и технологий стирает их весовые и габаритные отличия, все более наглядным становится их экономическое преимущество. Справедливости ради необходимо сказать, что у современных дизельных двигателей сохранился один недостаток-высокая стоимость, поскольку высокооборотные дизеля (3000 -4500 об/мин), применяющиеся на маломерных судах за рубежом по размерам, весовым и иным характеристикам практически не отличаются от бензиновых.

Преимущества двигателей, работающих на газовом топливе: первое и основное - его низкая стоимость по сравнению с другими видами топлива, кроме того, газовые двигатели долговечнее из - за отсутствия тяжелых углеводородов в топливе и, соответственно, нагара в цилиндрах, уменьшаются люфты в механических соединениях и расход масла.

Недостатки: необходимость встраивать отдельную систему смазки на двухтактных двигателях, т.к. масло не смешивается с газом и требует отдельного вспрыска, высокая температура в камерах сгорания (седла клапанов требуют спецстали для их изготовления).

Преимущества подвесных лодочных моторов (рис. 73): удачное совмещение двигателя и сменного движителя в единой компактной конструкции, применяемой в качестве силовой установки на судах различного назначения с большим диапазоном мощности двигателя и водоизмещения судов, небольшой удельный вес (1-5 кг/л.с), простота монтажа на судне и легкость обслуживания, относительная экономичность и достаточно большой моторесурс, экономия внутренних объемов корпуса за счет подвешивания на транце (или на борту — мотор-весло).

Рис. 73. Подвесной лодочный мотор. 1 - двигатель; 2 - стартер; 3 - подвеска; 4 - топливный бак; 5 - привод винта; 6 - гребной винт; 7 - дейдвуд

 

Подвесные электромоторы (рис. 74), в основном, рассчитаны на питание от аккумуляторной батареи емкостью не менее 45 А/час, напряжением 12 В. имеют мощность до 750 W (1 л.с). используются в 2-х режимах работы (экономическом и максимальном).

Рис. 74. Подвесной электромотор

Время непрерывной работы зависит от емкости используемой АБ и режима работы и составляет 3,5 - 15 часов, масса без источников питания 5 - 17 кг. Положительные свойства электромоторов: бесшумность работы, экологическая чистота, пожаробезопасность, простота конструкции и эксплуатации, высокая надежность. Как правиле электромоторы используются как дополнительное средство передвижения на воде непосредственно в районе рыбной ловли или охоты куда лодка доставляется на буксире или под другим двигателем.