Электрическое оборудование
Электрооборудование судна должно обеспечивать работу всех потребителей в основном и аварийном режимах эксплуатации.
-
Неизолированные токоведущие части электрооборудования должны иметь ограждение, а все металлические части электрооборудования, а также не находящиеся под напряжением, но с которыми возможно соприкосновение людей, экранирующие оболочки и металлические оплетки кабелей должны быть заземлены, кроме:
-
электрооборудования, имеющего двойную изоляцию или питаемого током безопасного напряжения;
-
цоколей патронов и крепежных элементов люминесцентных ламп, абажуров и отражателей, кожухов патронов или светильников, изготовленных из изоляционного материала или ввинченных в изоляционный материал;
- крепежных элементов кабелей;
- мелких отдельных потребителей, питаемых от разделительных трансформаторов.
2. Заземление электрооборудования
на трубопроводы, цистерны, баллоны и баки для сжатых газов и нефтепродуктов
запрещается.
3. Сопротивление изоляции
электрооборудования ( Рчиз) не должно быть ниже следующих значений:
-
измерение сопротивления изоляции производится в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;
-
электроизмерительные приборы должны быть проверены и иметь свидетельствующие об этом клейма.
Электрооборудование |
Минимально допустимые значения Ru3, (МОм) |
Электрические машины, магнитные станции, пусковые устройства и т.п. Распределительные устройства, пульты управления, фидеры кабельной сети, сети освещения; цепи управления, сигнализации и контроля |
0,2 |
напряжением до 100 вольт |
0,06 |
напряжением свыше 100 вольт |
0,2 |
4. Аккумуляторная батарея
(АБ) на судах, как правило, должна размещаться вне жилых, служебных, а также
моторных помещений (отсеков). В виде исключения разрешено размещение АБ внутри
моторного помещения (отсека) только в закрытом ящике, на стороне,
противоположной карбюратору.
5.
Запрещается размещение АБ под топливными цистернами (баками). Кислотные и
щелочные АБ не должны располагаться в одном помещении (отсеке,
ящике).
6. АБ на судне должны
устанавливаться и надежно закрепляться таким образом, чтобы было обеспечено их
свободное обслуживание, при этом должен исключаться их обрыв или перемещение при
плавании в штормовых условиях.
7. При
размещении АБ в герметическом ящике (отсеке) должна обеспечиваться их
эффективная вентиляция.
8. Емкость
АБ должна обеспечивать работу систем, обеспечивающих движение и безопасность
судна в ходовом и аварийном режимах не менее 3-х
часов.
9. Если предусмотрено питание
судовой сети от внешнего источника электроэнергии , то на судне должен быть
установлен щит питания от внешнего источника, на котором предусматривается:
наличие соответствующих клемм для подключения гибкого кабеля и заземления
нейтрального провода от внешнего источника, вольтметр или иная сигнализация
наличия напряжения на клеммах и табличка, указывающая напряжение, род и частоту
тока, а также систему распределения судовой сети.
10.
На судах, имеющих только сигнально-отличительные фонари, осветительную сеть и
неответственные потребители малой мощности допускается использование одной АБ
как для освещения, так и для стартерного пуска главного
двигателя.
11. Кабели, сигнально-отличительные
фонари, светильники, штепсельные разъемы и выключатели, расположенные на палубе
(внутри корпуса на беспалубных судах) должны иметь водозащищенное
исполнение.
12. На судах должны применяться
негорючие кабели с медными жилами, соответствующие нагрузке. В местах прокладки,
где возможны механические повреждения или воздействие нефтепродуктов
(электролита) они должны быть защищены.
13. Кабельные
проходы не должны нарушать водонепроницаемость переборок , а через палубу кабели
прокладываются в металлических трубах, выступающих над палубой на высоту
комингса дверей данного помещения.
Основанием для оценки технического состояния электрооборудования судна как "годное" является:
- выполнение вышеуказанных требований;
- исправное состояние электрооборудования ;
- отсутствие на судне источников тока напряжением свыше 24 В;
- отсутствие замыканий токоведущих частей между собой и на корпус, перегрева элементов электрооборудования, а также надежность крепления кабельных трасс, распределительных и коммутационных устройств.
Основанием для оценки технического состояния
электрооборудования как "запрещенное к эксплуатации" является невыполнение хотя
бы одного из вышеперечисленных требований. Оценка "ограниченно годное" по
требованиям данного раздела не устанавливается.