Механическая установка
Техническому надзору ГИМС подлежит оборудование машинных отделений (моторных отсеков), а также определённые составные части механических установок.
Составные части механических установок:
- главные двигатели (подвесные лодочные моторы) с редукторами и муфтами, вспомогательные двигатели с редукторами и муфтами, а также другие вспомогательные машины и механизмы;
- системы управления, контроля и сигнализации;
- валопроводы и движители;
-
Механическая установка проверяется внешним осмотром и в работе. Она должна обеспечивать бесперебойную эксплуатацию судна на всех режимах, при допустимых для данных судов кренах и дифферентах, а мощность главного двигателя должна соответствовать корпусу судна (расчетной мощности для данного типа судна, указанной проектантом).
- Максимально допустимая мощность (N) двигателей, установленных на судне, государственным инспектором проверяется по методике и графикам.
- При отсутствии данных можно ориентировочно определить мощность бензинового двигателя внутреннего сгорания по формуле:
для двухтактного двигателя:
для четырехтактного двигателя :
где: Vh - рабочий объем двигателя, литры;
n - частота вращения
коленчатого вала, об/мин;
Рe - среднее эффективное давление карбюраторного
двигателя, равное Рe = (4,2 + 8,4Е) хК;
К = 1 для 4-тактных двигателей с
верхним расположением распредвала.
К = 0,86 для верхнеклапанных
двигателей
К = 0,65 для нижнеклапанных двигателей
К = 0,40 для 2-тактных
двигателей
Е - степень сжатия.
4. Главный двигатель, вспомогательные механизмы, передачи
должны крепиться к судовым фундаментам плотно пригнанными болтами для
предотвращения смещения при всех видах нагрузок, возможных при эксплуатации
судна.
5. Болты, крепящие главные и вспомогательные механизмы,
соединяющие части валопро-водов должны соответствовать ТУ и надежно стопориться
от самопроизвольного ослабления.
6. Машинные помещения, моторные
отсеки, выгородки для размещения топливных 6аков, цистерн, канистр и т.п. должны
быть оборудованы естественной или принудительной вентиляцией.
7.
Главный двигатель, вспомогательные машины и механизмы должны оборудоваться КИП и
средствами аварийно-предупредительной сигнализации в соответствии с требованиями
стандарта и ТУ, выхлопные коллекторы и присоединительные патрубки должны иметь
водяное охлаждение.
8. Все контрольно-измерительные приборы должны
быть расположены в легкодоступных и хорошо видимых местах и исправны. На шкалах
КИП, измеряющих температуру, давление и частоту вращения, должны быть нанесены
их ограничительные значения.
9. Конструкция и расположение пусковых и
реверсивных устройств должны обеспечивать возможность пуска и реверсирования
каждого механизма одним человеком.
10. Конструкция устройств управления
должна исключать возможность самопроизвольного изменения заданного им положения,
а устройства управления главным двигателем, кроме того, должны иметь блокировку,
исключающую возможность его пуска при включенных валоповоротных устройствах. У
ПЛМ рукоятка реверса должна четко фиксироваться в положениях "вперед", "назад",
"нейтраль", самопроизвольное включение реверса должно быть
исключено.
11. Направление перемещения рукояток и маховиков управления
должно быть обозначено стрелками и соответствующими надписями, а перемещение
(вращение) рукояток (штурвалов, маховиков) управления главным двигателем - от
себя и вправо (по часовой стрелке) должны соответствовать работе механизмов на
передний ход.
12. При наличии на маломерном судне главного двигателя,
работающего на газовом топливе владельцем представляются: паспорт (сертификат)
на газовый баллон с указанием даты последнего освидетельствования (не более 2
лет), акт о выполнении монтажа ГБО и акт ( или запись в акте о монтаже) о
проведении испытания на герметичность.
13. Место установки газового
баллона на судне должно быть согласовано с органами ГИМС. Крепление баллона
должно исключать его отрыв или перемещение при плавании в штормовых условиях,
максимально возможных для разрешенного судну района.
14. Нагревающиеся
в процессе эксплуатации свыше 60°С поверхности механизмов, оборудования и
трубопроводов должны иметь соответствующую изоляцию, а расстояние от них до
стенок хранилищ жидкого топлива должно составлять не менее 800 мм. Узлы
топливной системы стационарного двигателя должны размещаться на противоположной
двигателю стороне.
15. Все вращающиеся, движущиеся части машин и
механизмов должны закрываться соответствующими кожухами, а нагретые части машин
и трубопроводов - изоляцией, исключающими травмы и ожоги.
16. Перед
карбюратором на топливном трубопроводе должно монтироваться запорное устройство,
позволяющее перекрывать трубопровод с поста управления судном, воздухоза-борный
патрубок карбюратора оборудуется воздушным фильтром, являющимся одновременно
пламегасителем, под карбюратором крепится поддон с выводной трубкой для сбора
(слива) топлива.
17. На судах должна исключаться возможность выхода
гребного вала из дейдвудного сальника в случае поломки, предусматриваться
наличие водонепроницаемой переборки или флоры водонепроницаемого исполнения,
отгораживающих помещение (отсек) двигательной установки от других
помещений(отсеков).
18. Токсичность выхлопных газов и дымность ДВС
должны соответствовать установленным соответствующими органами нормам, а внешние
шумовые характеристики на расстоянии 25 м от плоскости борта судна не должны
превышать 75 дБА для нескоростных и 78 дБА - для скоростных (свыше 40 км/час)
маломерных судов.
Основанием для оценки технического состояния механической установки маломерного судна как "годное" является:
-
выполнение вышеуказанных требований;
-
исправное состояние главного двигателя (подвесного лодочного мотора ) с редуктором и муфтами, вспомогательных машин и механизмов, валопровода и движителей, систем управления, контроля и сигнализации;
-
соответствие нормативным требованиям по шумности и содержанию СО в выхлопных газах;
-
отсутствие люфта (боя) гребного вала (винта), перегрева деталей, узлов, поверхности реверсивного устройства, упорного подшипника свыше доаустимых температур;
-
отсутствие вибрации двигателя, вызывающей появление трещин в корпусе, системах
-
наличие запорного крана на топливной системе;
-
наличие в системе зажигания ключа (стоп-кнопки) для немедленного выключения зажигания;
-
наличие на ПЛМ стопорного усройства, предотвращающего откидывание мотора при его реверсировании.
Основанием для оценки технического состояния механической установки как "запрещенное к эксплуатации" является невыполнение хотя бы одного из вышеперечисленных требований.
Оценка "ограниченно годное" - по требованиям данного раздела не
устанавливается.