animateMainmenucolor
Главная / Лодки / Рабочие лодки / Оборудование

Оборудование рабочих лодок, шлюпок

Чем же конкретно может быть оборудована рабочая шлюпка, и как это оборудование может быть размещено на борту.

Одним из основных положений данной концепции к формированию облика рабочей лодки является учет комплекса требований по эргономике, в самом широком понимании этого термина, выполнение которых обязательно для обеспечения ее успешной эксплуатации. От успешности выполнения требований этих требований во многом зависит, насколько удобной в эксплуатации будет рабочая лодка, чтобы быть популярной среди пользователей, и пользоваться спросом на рынке. Ведь очевидно, что шлюпка, на которой не то, что нормально работать, нормально разместить людей невозможно, большой привлекательностью для потребителя обладать не будет. Если это еще как-то допустимо для прогулочной лодки, где модерновый дизайн или стильная отделка могут в определенной степени компенсировать эти недостатки производимым впечатлением, то для рабочей лодки или хозяйственной лодки, являющихся, в первую очередь инструментом для работы, это неприемлимо, ввиду принципиального отличия от существующих лодок, и решение этих вопросов (в том виде как это считают авторы) отличает ее от упомянутых лодок и дает, собственно, право ей называться рабочей шлюпкой.

Для того, чтобы эргономика шлюпки соответствовала требованиям реальной (что несколько, мягко говоря, отличается от представлений многих проектантов лодок) эксплуатации необходимо обозначить круг задач и функций, возлагаемых на рабочие шлюпки, исходя из которых можно будет сформировать требования к ней, к ее характеристикам и выявить пути их достижения.

Как известно, рабочая шлюпка может выполнять следующие задачи:

  • транспортной шлюпки, сообщение судов с берегом, для перевозки небольших объемов грузов, и транспортировки групп людей, численностью, как правило, не более 2-3 человек;
  • поисково-спасательной шлюпки, действующей как с судна, так и с берега;
  • промысловой лодки,  как для  рыболовов-любителей, так  и  в рыбхозах;
  • учебно-тренировочной шлюпки в спортивных школах;
  • прогулочной шлюпки для проката на лодочных станциях.

Несмотря на схожий внешний вид, не слишком отличающий ее от других обычных лодок общего назначения, рабочая шлюпка не является собственно просто шлюпкой, скорее ее можно охарактеризовать как специализированную малогабаритную платформу для размещения различного целевого оборудования для проведения различных работ на воде, выступающей в роли сверхминиатюрного технического судна (наподобие, например, плавкрана), а в качестве технического оборудования выступает, если можно так сказать, собственно экипаж РШ, вместе с рабочим оборудованием. Причем ввиду размеров РШ, а также задач, ею выполняемых, основную нагрузку в этом случае несет собственно экипаж -люди, для которых поэтому и необходимо создать наиболее благоприятные условия работы. Фигурально говоря, РШ - это рюкзак или пояс с инструментами, который вместо того, чтобы находится за плечами или на поясе у работника, находится у него под ногами, выполняя помимо прочего, еще и функцию рабочей/производственной площадки. Отсюда и происходят те характерные черты, так отличающие РШ от обычных лодок (т.е. рюкзак не должен натирать ремнями плечи).

Именно поэтому подходы в проектировании, выработанные для создания обычных лодок не вполне соответствуют требованиям, предъявляемым к рабочим шлюпкам. Обусловлено это тем, что разработанные для прогулочных лодок архитектурно-конструктивные типы (АКТ), планировки палуб, расположения элементов внутреннего оборудования, ориентированы на совершенно другое целевое назначение, использование, в этом вопросе их роднит только принадлежность к лодкам. Функционирование РШ в корне отличается от эксплуатации обычной прогулочной лодки, используемой зачастую для этой задачи. Так, например, основная масса шлюпок, которые используются в качестве РШ или пытаются претендовать на таковое название, не обладают достаточной остойчивостью и грузовместимостью, определенным комфортом для всей рабочей команды и универсализацией при использовании для различных задач.

Рабочая шлюпка должна обладать повышенной живучестью, непотопляемостью, остойчивостью, мореходностью и хорошей грузовместимостью, на ней должны быть предусмотрены возможность установки различных аксессуаров, необходимых при технических работах, промыслах, установке и использовании парусного, гребного и/или механического двигательно-движительных комплексов (ДДК).

Зачастую, и тому есть свежие примеры из практики, многим из этих требований современные прогулочные (не то что бы рабочие!), лодки не соответствуют. На ряде лодок не предусмотрено легкое и простое преобразование обитаемого пространства в удобную для расположения людей на лодке конфигурацию, в зависимости от условий эксплуатации и численности людей на борту; отсутствуют или их недостаточное количество и неудачное размещение, такие не столь значительные (на первый взгляд) элементы оборудования и детали интерьера, как ящики, контейнеры для оборудования и мешки и сетки для размещения различных мелочей, ящик для бумаг или «бардачок», закрываемый на ключ, предназначенный для размещения документов, инструкций, навигационных карт, ключей, компактных навигационно-связных приборов. Как выясняется уже входе эксплуатации, требуются дополнительные ручки и поручни для перемещения внутри лодки, удобное расположение ступенек для выхода из кокпита на палубу/ планширь с учетом расположения поручней и релингов, держатели для весел и отпорного крюка, других элементов снабжения/вещей, размещаемых снаружи/вне кокпита лодки.

В темное время/при плохой/слабой освещенности становятся крайне необходимы штатные лодочные осветительные приборы для освещения в темное время кокпита, причем как сами осветительные приборы, так и арматура с проводкой должны быть во избежание повреждений, особенно актуальных для РШ (да и для улучшения товарного вида) закрыты защитными кожухами и зашивкой с возможностью простого доступа к «внутренностям» в случае необходимости (дабы не сдирать кусок обшивки в поисках неисправности). Для предотвращения скольжения, особенно при кренах лодки, необходима насечка на поверхности пола кокпита и палубы, позволяющая ходить босиком без риска повредить ноги.

Таким образом, учитывая данные замечания/выводы относительно эргономики существующих моделей лодок, в целях улучшения условий работы на РШ путем повышения эргономики пространства, на ней предусмотрен ряд усовершенствований, по сравнению с известными образцами аналогичных плавсредств, либо претендующих на эту роль.

Главной особенностью АКТ предлагаемой рабочей шлюпки является придание центральному отсеку (кокпиту) прямоугольной формы и преобразование комингса по его периметру в своеобразный фундамент, предназначенный для установки на него различного рабочего оборудования.

По существу, именно такой комингс-фундамент дает возможность рабочей шлюпке стать действительно многоцелевой базовой платформой, т.к. именно это предоставляет возможность формировать ее облик согласно своим потребностям - устанавливать на РШ башни-«тауэры» разной конфигурации и конструкции, мачты, рубки, кронштейны, лебёдки, тенты, осветительные и акустические системы, медицинские комплекты, контейнеры для рабочего инструмента и расходных материалов, подбираемые в зависимости от варианта применения РШ. Именно возможность оптимального размещения на РШ различного оборудования, органичное введение/объединение в элементы АКТ РШ различных средств, повышающих эффективность работы членов экипажа при использовании РШ, а, следовательно, становящихся рабочей нагрузкой РШ, превращает ее из просто лодки (возвышающейся над водой) для размещения рабочей бригады и рабочей нагрузки, в интегрированный в единое целое комплекс сил и средств сервисного обслуживания объектов водной сферы или просто говоря - рабочую шлюпку (РШ).

Для реализации подобных возможностей в конструкции РШ предусмотрена свободная, переналаживаемая планировка корпуса и палубы, выделения мест для размещения и установки рабочего/целевого оборудования, элементов надпалубных конструкций (ЭНК) и средств повышения безопасности и комфортности (СПБК).

При этом, перечисленные элементы как собственно РШ, так и дополнительного ее оснащения (ЭНК и СПБК) представляют по большей части, за исключением комплектов специализированного рабочего оборудования, элементы из модульного набора, устанавливаемые на РШ в независимых друг от друга сочетаниях, обусловленных планируемыми пользователем задачами ее применения.

Также на ЭНК предусмотрена возможность крепления силовой арматуры для установки громкоговорящих акустических систем и осветительных приборов, которые могут быть необходимы для работы РШ в качестве поисково-спасательной шлюпки, для обслуживания соревнований и выполнения других функций.

В силовую основу конструкции корпуса лодки также входит замкнутая пространственная рама, связанная с набором и обшивкой корпуса через платформу/фундамент кокпита, и образующая выходящие за корпус носовой и кормовой транцы (кринолины, ограждения П-образной в плане формы). Они могут служить идеальными ручками для переноски лодки. Установка подвесного мотора (ПМ) может осуществляться как на носовом, так и кормовом выносных транцах/ограждениях или в защищенном им колодце внутри ограждения. На балках, являющихся продолжением продольных переборок, к которым крепится каждый транец, могут быть предусмотрены отверстия. В таком случае появляется возможность менять транец в зависимости от условий эксплуатации.

Как раскрывалось ранее при описании собственно конструкции РШ, бортовые отсеки данного плавсредства образованы продольными и поперечными переборками, соединенными между собой в определенном порядке и представляют собой незамкнутые в своей нижней части объемы, сообщающиеся с атмосферой. Эти отсеки доступны снаружи для осмотра. Благодаря такой конструкции, внутри бортовых отсеков РШ возможна установка и размещение различных легкосъемных вкладных емкостей, ящиков, контейнеров для хранения имущества, блоков непотопляемости, топливных баков. Свободное размещение внутри бортовых отсеков элементов снаряжения позволяет оптимально комплектовать РШ в каждой конкретной ситуации в соответствии с условиями использования по желанию пользователя.

При этом для повышения надежности и удобства эксплуатации бортовые отсеки в своей верхней части могут быть наполнены пеной, а снаружи по периметру борта, обшивка покрыта слоем эластичной пены под защитной оболочкой.

Также лодка может быть превращена в RIB - жестко-надувную лодку, путем крепления по периметру борта эластичного надувного или заполненного материалом с положительной плавучестью баллона.

Помимо возможного внутреннего размещения рабочего оборудования, на РШ предусмотрено размещения и крепление оборудования и инструмента снаружи - на палубе и стенках кокпита лодки. Для этого на планшире шлюпки по каждому из бортов и на внутренних стенках кокпита предусмотрены специальные крепежные элементы для их установки, как-то: замки, карабины, крепления-липучки. Последние особенно удобны для работы в стесненном положении, т.к. позволяют в некоторых случаях пользоваться для обращения ними одной рукой, что позволяет перемещать контейнеры, особенно мягкого типа, с оборудованием в наиболее удобное для работающего место на лодке, не меняя значительно своего положения.

Для размещения жесткой тары - контейнеров, ящиков на палубе также предусмотрены специальные стаканы-упоры и ниши, предотвращающие смещение и выпадение контейнеров при кренах и дифферентах РШ. Вариантом исполнения подобного крепления может быть сотовая панель, на которой имеется большое количество закладных элементов для установки различной аппаратуры, как наиболее типовых форм, так и нестандартных по форме блоков аппаратуры в зависимости от конфигурации системы.

Необходимо отметить также следующую важную отличительную особенность РШ. Интенсификация транспортных перевозок, усиление движения в темное время суток повышает важность оснащенности всех судов светосигнальной техникой, в том числе это имеет большой смысл и для РШ, находящейся, как правило, всегда рядом с более крупными объектами.

Учитывая возможность работы на стеснённых акваториях, в том числе ночью, при снегопаде или тумане, важно, чтобы РШ была хорошо различима и правильно идентифицирована (опознана) с других судов и плавсредств.

Поэтому в рамках концепции предполагается как оснащение РШ светотехническим оборудованием, обеспечивающим визуализацию всего контура РШ, так и соответствующая окраска корпуса. Для этого, например, оба борта шлюпки и прилегающие участки палубы имеют разные цвета, и окрашены соответственно в красный и зеленый цвета, банки же имеют белый цвет, желтый с черными полосами - периметр кокпита и планширь. При этом для удобства работы, на корпусе и других частях РШ предусмотрено применение цветовых и буквенно-цифровых обозначений, облегчающих работу и ориентирование экипажа на лодке, включая нумерацию модулей ЭНК и рабочего инструмента, оборудования и т.д., что при комплектации лодки и наличии списка модулей стандартных наборов для каждой и выполняемых РШ функций значительно упростит подбор, стыковку и сборку модулей, сократив потери времени и труда. Данный факт также играет роль при учете тенденций по интенсификации труда и сокращении непроизводительных потерь времени.

Кроме того, в связи с ростом интенсивности эксплуатации часть ремонтных работ будет необходимо проводить в темное время, при минимальной внешней освещенности или внутри закрытых для естественного дневного освещения объектов. Поэтому наличие на борту развитого светосигнального оборудования, включающего систему ближнего ориентирования, лодочного палубного освещения, местного освещения рабочей зоны можно считать крайне необходимым условием для нормальной и безопасной эксплуатации рабочей шлюпки.

В связи с этим, для обеспечения безопасной и эффективной работы рабочей команды на лодке должна быть предусмотрена развитая электроэнергетическая система (ЭЭС), включающая источники питания с кабельными трассами и распределительный щит, расположенные в герметичных отсеках по периметру корпуса в районе кокпита. Это тоже важная особенность, отличающая РШ от других лодок, т.к. как правило, на них, кроме собственного электропитания отдельных приборов, инструментов, ручных фонарей и светильников, не предусмотрено использование дополнительного электропитания. Распределительный щит содержит переключатели и предохранители, а также необходимые для функционирования ЭЭС КИП. По бортам шлюпки в нескольких местах могут быть расположены гнезда розеток, к которым можно подключить расчетную нагрузку, включая рабочий электроинструмент, осветительную аппаратуру, контрольно-измерительные приборы ((КИП), а также подключить питание с берега. Бортовые источники питания) в виде аккумуляторных батарей размещаются в отсеках по периметру кокпшта, и могут легко быть установлены и сняты благодаря простому доступу к ним через лючки в отсеках, а также через открытые снизу бортовые отсеки. Более подробно об источниках питания будет изложено далее.

Таким образом, для работы в ночное время или в условиях слабой освещенности, рабочая шлюпка будет оснащена развитым светотехническим оборудованием, вкслючающим ходовые, стояночные и рабочие огни.

В целом, принимая во внимание происходящее совершенствование систем электродвижешя, а также рост потребления электроэнергии рабочим оборудованием, К1ИП, в ближайшем будущем вполне возможно применение на РШ в ряде случаев подвесных электромоторов в составе единого ДДК, питаемого, к.ак и рабочее оборудование, либо от единого бортового аккумулятора, либо через кабель с берега (в случае работы на небольшом удалении от пункта энергопитания или на ограниченной акватории), возможна комбинация этих вариантов энергопитания.

В том случае, когда РШ будет выполнять функции поисково-спасательной шлюпки, на ней дополнительно могут быть установлены ряд необходимых для ее функционирования в этом качестве элементов снабжения. Так, например, в качестве обязательного элемента должны присутствовать носилки, для которых необходимы элементы крепления для установки и крепления носилок на центральном сиденье-платформе. Крайне желательно, чтобы эти крепления имели амортизацию для снижения нагрузок на пострадавшего. При этом на платформу устанавливается опорная рама для носилок, снабженная направляющими, позволяющими быстро и безопасно передать носилки вместе с пострадавшим через нос или корму РШ на берег или на судно. Для повышения безопасности платформа с носилками с бортов может оснащаться предохранительными сетками, предотвращающими скатывание пострадавшего с носилок.

В случае установки на лодке вышки-тауэра, на подволоке навеса, являющегося также наблюдательной площадкой для обзора патрулируемой акватории, может размещаться аптечка и другие необходимые предметы медицинского обеспечения в отдельных закрывающихся крышками ящиках, что экономит место и упрощает доступ к нему при обслуживании пострадавшего. Дополнительные элементы медицинского снаряжения могут размещаться в специальных мешках на стенках вышки-тауэра, и бортовых отсеках по периметру комингса. При этом порядок размещения всего этого снаряжения будет формироваться с учетом порядка медицинского обслуживания пострадавших, аналогично порядку, принятому в каретах скорой помощи (как наиболее соответствующих специфике транспортных средств), либо в местах стационарного обслуживания пострадавших.

Об оснащении РШ при выполнении функций поисково-спасательной шлюпки громкоговорящими акустическими системами и осветительными приборами разъяснялось выше.