Счисление пути без ветра и течения
Определение места судна является важнейшим условием обеспечения безопасности морского судовождения.
Учет перемещения судна с целью знания его места в любой момент времени называется счислением. Счисление ведется по элементам движения судна - курсу и скорости или курсу и пройденному расстоянию. При этом обязательно учитываются условия плавания: ветер и течение. Счисление места судна может производиться двумя способами: аналитически и графически. Подробнее...
Определение места судна в море
Ведение счисления во время плавания не исключает возможных ошибок в поправке компаса, учете пройденного расстояния (особенно без наличия на судне лага), а также в учитываемом влиянии ветра и течения. Суммируясь, эти ошибки могут привести к значительным отклонениям фактического нахождения судна в данный момент времени от счисленного на карте места. Поэтому судоводитель должен периодически определять место судна всеми возможными способами, что обеспечит контроль за его движением и исключит влияние неизбежных ошибок при счислении. Подробнее...
Навигационная прокладка
На судах морского флота ведение навигационной прокладки на картах является обязательным требованием для судоводителей. На многих маломерных катерах и моторных лодках, к сожалению, условия для выполнения прокладки отсутствуют. Однако, каждое маломерное судно, осуществляющее плавание в прибрежных районах, должно иметь крупномасштабную карту этого района, штурманские инструменты, компас, а также другое установленное для данного судна навигационное оборудование и имущество. Подробнее...
Судовой журнал
В судовом журнале записываются в обязательном порядке компасные курсы с указанием времени их изменения и поправок компаса, отсчеты лага, обсервованные координаты, взятые пеленги и измеренные расстояния, полученные невязки, направление и сила ветра, направление и скорость течения, углы сноса от ветра и течения, состояние погоды и моря, видимость, время включения и выключения судовых огней, атмосферное давление, температура воздуха и воды, другие имеющие отношение к судовождению сведения. Кроме того, в журнале отражаются все случаи из судовой жизни, имеющие отношение к обеспечению безопасности плавания и деятельности судна. Перечень важнейших сведений, которые должны обязательно заноситься на журнальных листах, изложен в Правилах ведения журнала. Прокладка на картах сохраняется до окончания плавания (следующего выхода в море).
На маломерных судах, поднадзорных ГИМС России, обязательное ведение судового журнала не предусмотрено. Несмотря на это, судоводителям современных прогулочных катеров и яхт, такие журналы целесообразно иметь и вести во время плавания. Наличие оформленного судового журнала даст возможность восстановить все обстоятельства плавания и снять возможные претензии или разрешить возникшие недоразумения, связанные с выходом этого судна в море. При этом прошнурованный журнал рекомендуется скрепить печатью государственного органа, в котором зарегистрировано судно.
Рекомендации судоводителям маломерных судов, выходящим в прибрежное плавание
Эти рекомендации предназначены судоводителям, чьи катера и моторные лодки не имеют современных навигационных и технических средств, обеспечивающих точный контроль за движением судна в море. Следует иметь ввиду, что изложенные далее советы направлены на то, чтобы помочь судоводителю маломерного судна, потерявшему ориентировку в море, хотя бы приближенно определиться с местом нахождения судна и принять соответствующее решение по правильному выбору дальнейшего курса. Подробнее...