Судно на воздушной подушке аэроджип Пегас - особый вид транспорта, сочетающий в себе уникальные свойства самолёта, корабля и автомобиля. Отсюда следует необходимость особой техники управления аппаратами на воздушной подушке.
При движении на воздушной подушке трение между гибким ограждением и поверхностью минимально и почти не удерживает СВП на курсе.
Это означает следующее:
- при совершении циркуляции СВП некоторое время продолжает по инерции двигаться в прежнем направлении;
- на курсовую устойчивость СВП влияет поверхность движения и особенно боковой ветер.
Таким образом, если радиус поворота не важен (открытая местность без препятствий на несколько метров вокруг), можно маневрировать, как на автомобиле, простым поворотом руля. Если же необходимо повернуть с совершенно определённым радиусом, нужно сделать следующее:
- на некотором расстоянии перед поворотом сбросить газ полностью, чтобы убрать воздушную подушку и войти в контакт с поверхностью движения;
- повернуть руль до упора в нужную сторону (лучше, чтобы это было прямо перед поворотом) и сразу же увеличить число оборотов двигателя не менее чем до 2/3 максимальных. При этом СВП прекратит двигаться в прежнем направлении и начнёт поворачивать;
- не дожидаясь окончания поворота, быстро повернуть руль в противоположную сторону для погашения инерции (чтобы поворот произошёл не на больший угол, чем надо).
Когда СВП встанет на требуемый курс, вернуть
руль в среднее положение. Боковой ветер сносит СВП с курса, и к этому нужно быть
готовым. То есть, если аппарат вдруг начинает уводить в сторону, необходимо
немедленно корректировать направление движения рулём, а если СВП сносит на
препятствие, убрать газ, тем самым, притормаживая, повернуть руль в направлении
прежнего курса и вновь увеличить обороты двигателя. Нужно понимать, что навыки
управления каким-либо другим видом транспорта для СВП в полной
мере не пригодны. Управлять СВП, нужно учиться заново.
Управление судном на воздушной подушке Пегас по дифференту
Рычаг управления по дифференту (горизонтальными рулями) расположен на правом борту рабочего места водителя и имеет 7 фиксированных положений. Среднее положение - рычаг по центру. По 3-й положения: на положительный (рычаг назад - рули подняты) и отрицательный дифферент (рычаг вперёд - рули опущены). Положение горизонтальных рулей выбирается водителем от сложившейся весовой центровки, зависящей от расположения груза и пассажиров. Прибегать к отрицательному дифференту (рычаг вперёд - рули опущены) следует при необходимости совершить разворот с малым радиусом циркуляции на воде или на суше.
Энергичной перекладкой от положительного к отрицательному дифференту следует прибегать в случаях необходимости выбраться из пересечённой местности с полной потерей скорости. При сходе СВП Пегас со льда на воду следует рули поднять верх (рычаг назад).
Положение рулей
отрицательный дифферент-рули вниз | положительный дифферент-рули вверх |
![]() |
![]() |
В нижней части насадки воздушного винта, перед полкой-отсекателем, на которой закреплены нижние опоры вертикальных рулей, расположен электрический регулятор отсекателя потока воздуха. При его помощи регулируется количество подаваемого в подушку воздуха. Кнопка управления регулятором находится по правую руку от водителя перед рычагом управления горизонтальными рулями.