Действие руля на заднем ходу
На заднем ходу при выключенном двигателе и прямом положении руля сил, уклоняющих корму не появляется. Поэтому катер будет двигаться без изменения направления (рис. 18)
Рис. 18. Руль «прямо»
Если руль положить вправо, то встречные струи воды начнут давить на его левую какой-то силой F перпендикулярно рулю (рис. 19).
Рис. 19. Руль «право».
Разложив эту силу на составляющие, что сила F2 направлена в противоположном направлении движению и значит уменьшает рость. Сила F1 уклоняет корму вправо, т.е. в сторону поворота руля. Таким образом, на ходу корма катера уклоняется в сторону перекладки руля. Рассмотренные примеры показывают, что скорость поворота судна будет тем бопьше, на больший угол повернут руль. Но при увеличении угла поворота руля возрастает и щ ная сила, что существенно замедляет поступательное движение судна. Практикой подл дается, что руль при поворотах работает наиболее эффективно при его перекладке на 30° - 35°.