animateMainmenucolor
activeMenucolor

Управляемость судна

Влияние работы винта на заднем ходу

Рассмотрение этого вопроса производится для моторного судна (катера) с четырехлопастным винтом правого шага с установившимся задним ходом и с положением руля "прямо". При этом на заднем ходу винт вращается против часовой стрелки.

На заднем ходу движение воды происходит также как и на переднем по спирали, но отбрасывается она теперь не на руль, а под корму катера (рис. 24).

Рис. 24.Силы набрасываемой струи на заднем ходу

Лопасти 1 и 3 толкают воду с силами F1 - направленной вниз и F3 - вверх. Эти силы никакого влияния на уклонение кормы не оказывают. Лопасть 2 набрасывает струю на левую часть борта в районе киля под острым углом. В связи с этим сила F2, которая стремится уклонить корму вправо, слишком мала, чтобы оказывать существенное влияние. Лопасть же 4 бросает воду на правую подводную часть борта под прямым углом (90°) и следовательно сила F4 значительно больше противоположной силы F2. В результате действия силы набрасываемой струи F на заднем ходу корма судна будет уклоняться влево.

Рассмотрев действие сил реакции на заднем ходу по аналогии с ранее рассмотренным случаем их действия на переднем ходу, делается заключение, что результирующая сила реакции R уклоняет корму влево (рис. 25).

Рис. 25. Силы реакции на заднем ходу.

При движении судна на заднем ходу, вне зависимости вращается винт или нет, возникает сила сопротивления встречной воды корпусу (N). Кроме того, при вращении винта, последний "засасывает воду" за кормой, вызывая тем самым течение воды навстречу движению корпуса судна (рис. 26), что приводит к возникновению еще одной силы всасываемой струи М.

Рис. 26. Сила сопротивления и сила всасываемой струи

Эти две силы в данном случае при нахождении руля в положении "прямо" никакого действия на уклонение кормы не оказывают. Таким образом, на установившемся заднем ходу судна, имеющего винт правого вращения и руль в положении "прямо", под влиянием работы винта образуются (рис. 27):

  • сила набрасываемой струи F;
  • сила реакции R;
  • сила сопротивления встречной воды N;
  •  сила всасываемой струи М

Рис. 27. Сила действующие на заднем ходу

Вывод:

  1. На установившемся заднем ходу судно, имеющее один винт правого вращения и руль в положении "прямо", уклоняется кормой влево, а носом вправо.
  2. При тех же условиях, но с винтом шага корма уклоняется вправо, а нос суд влево.