Общие положения движения и стоянки судов по судоходным путям
1. «Особенности движения и стоянки судов по
судоходным путям Северо-Западного бассейна» далее «Особенности» изданы в
дополнение к «Правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации»
утвержденными Приказом № 129 от 14 октября 2002 года.
Настоящие Правила
распространяются на экипажи судов, юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях,
связанных с эксплуатацией и использованием плавучих объектов, содержанием
судоходных водных путей и гидротехнических сооружений при плавании по судоходным
путям Северо-Западного бассейна (Приложение № 1).
2. Лоцманская проводка на трассе Санкт-Петербург — Череповец обязательна:
- для судов и составов, перевозящих взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества и боеприпасы;
- судов, осуществляющих буксировку и толкание спецобъектов;
- для шлюзующихся судов, имеющих размеры, уменьшающие габаритные запасы камер шлюзов, указанные в пункте 5 Правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей РФ;
- для судов со сверхгабаритными грузами;
- иностранных судов;
- для судов и составов длиной более 140 метров, как не отвечающих по своим габаритам габаритам пути и не включенных в «Типовые схемы формирования составов в границах ВБВП», допускаемых к передвижению по водным путям бассейна по особому разрешению ГБУ «Волго-Балт», согласованному с Северо-Западным БУГН на внутреннем водном транспорте.
Лоцманская проводка по реке Нева от пункта Шлиссельбург до
рейда Невский Лесопарк обязательна:
— для судов и составов
грузоподъемностью 1000 тонн и более без двойных бортов и двойного дна,
следующих с грузом нефтепродуктов или другими наливными опасными
грузами.
Судоводители всех других судов, не прошедшие проверку знаний
специальной лоции района плавания, обязаны осуществлять проводку судна с помощью
лоцмана.
Лоцманская проводка в разводку Санкт-Петербургских мостов
обязательна для всех судов и составов в связи с постройкой моста-дублера моста
Лейтенанта Шмита. При прохождении комплекса моста Лейтенанта Шмита
руководствоваться рекомендациями ГБУ «Волго-Балт» по безопасной проводке
судов.
3. При движении по судоходным путям Северо-Западного бассейна каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем, чтобы оно могло предпринять надлежащие и эффективные действия для обеспечения безопасности плавания при существующих условиях и обстоятельствах.
4. Морским судам, буксируемым и толкаемым составам, не включенным в «Типовые схемы формирования составов в границах ВБВП» разрешается проходить по отдельно разработанным мероприятиям.
5. При подходе к зонам повышенной опасности для судоходства (пассажирские и грузовые переправы) необходимо усилить наблюдение и согласовать свои действия с судном, работающим на переправе.
6. Управление судами (составами) осуществляется капитанами (сменными капитанами, капитанами-дублерами) на следующих участках:
- вниз и вверх в разводку Санкт-Петербургских мостов;
- вниз и вверх в наведенные разводные пролеты мостов (п. 27 настоящих Особенностей);
- вниз на участке Лобаново — Пирогово.
- вниз в Нижнесвирский шлюз и движении (по течению) в его нижнем бьефе от шлюза до луды Семеновщина.
- вверх (по условному течению) на участке от входа в верхний подходной канал шлюза № 5 до шлюза № 4 включительно при проводке судов грузоподъемностью 2700 тонн и более, составов и 4-дечных пассажирских теплоходов.
Судоходные пути Калининградской
области:
- река Матросовка — вниз и вверх от истока до п. Мостовое;
- река Шешупа — от п. Лесное до устья при движении вниз в темное время суток;
- стрелка рек Дейма и Преголя — от Гвардейского шоссейного моста до нижней границы городского пляжа.
7. Предупреждения, указания и наставления, изложенные в томе № 3 Атласа ЕГС ЕЧ РФ и в лоцийных описаниях к картам других судоходных путей Северо-Западного бассейна, должны выполняться всеми судоводителями, работниками пути и эксплуатации флота.
8. При плавании судов в границах городов Санкт-Петербург, Череповец, Великий Новгород, Псков и Калининград звуковые сигналы не подаются, за исключением сигналов для предотвращения аварийной ситуации и сигналов бедствия.
9. Плавание самоходных судов класса «Р» Российского Речного Регистра в озерах Белое, Ильмень, Псковское, Теплое, Чудское и Куршском заливе допускается при наличии УКВ радиостанции и путевого компаса. Для выхода в озеро капитан судна (состава) обязан иметь разрешение Российского Речного Регистра и прогноз погоды на переход.
10. При подходе к мостам и воздушным переходам судоводители
должны заблаговременно уточнить их высотные габариты с учетом фактических
уровней воды.
Запас по высоте под мостами должен быть не менее 30 см (на реке
Свирь — не менее 50 см).
11. В период белых ночей (с 1 июня по 15 июля) несение сигнальных огней на плотах необязательно.
12. Земснаряды, не производящие дноуглубительных работ, когда мимо них разрешается движение судов (составов), в светлое время суток поднимают на мачте черный шар.
13. Спортивные и культурно-массовые мероприятия на судоходных путях Северо-Западного бассейна и порядок движения задействованных при этом судов до отведенной акватории и обратно должны быть согласованы с органами, регулирующими судоходство (районами водных путей и судоходства или районами гидросооружений и судоходства ГБУ «Волго-Балт», а также линейными отделами Северо-Западного БУГН на внутреннем водном транспорте).
14. При подходе судов (составов) к рейдам, указанным в томе № 3 Атласа ЕГС ЕЧ РФ и описаниях к картам других судоходных путей, судоводители заблаговременно должны получить по УКВ радиосвязи указание о месте стоянки от диспетчера движения ГБУ «Волго-Балт» или другого лица, ответственного за движение и расстановку флота.
15. Стоянка маломерных и парусных судов в городах и других населенных пунктах допускается только на специальных базах - стоянках маломерного флота. На других участках пути стоянка этих плавсредств осуществляется за пределами судового хода или на берегу.
16. Суда, оказавшиеся по каким-либо причинам с отданными якорями в зоне подводных переходов, могут поднимать якоря только после водолазного обследования и в присутствии владельца перехода с составлением соответствующего акта.
17. В местах погрузки (выгрузки) древесины, на плотовых и грузовых рейдах и причалах их владельцы обязаны:
- обеспечивать установленные паспортные глубины для акватории данного рейда (причала);
- устанавливать защитные приспособления с сетками, препятствующими выносу леса на судовой ход, постоянно поддерживать их в исправном техническом состоянии;
- не реже двух раз в навигацию проводить тральные работы;
- систематически производить уборку древесины (плавающей, затонувшей и с урезов берегов) на своей акватории, а также в примыкающей к ней трехкилометровой зоне;
- при производстве грузовых операций с рейдов (берегов), примыкающих к судовому ходу, обеспечивать ширину фарватера, установленную в Атласе том 3, часть 2 ЕГС на странице 6.
Ответственность за возникновение аварийных случаев с судами (составами) по причине невыполнения перечисленных требований несут владельцы причалов, рейдов и мест погрузки (выгрузки) древесины.
18. Скорость движения плотовых составов по озерам и водохранилищам должна быть не менее 3 км/ч.
19. В соответствии с приказом директора Департамента речного транспорта № 33 от 31 мая 1995 года и телеграммы зам. Министра Минтранса России № НС-29-759 от 20.04.1998 г. капитаны морских судов, независимо от их принадлежности, форм собственности и флага, для перехода по внутренним судоходным путям обязаны получить разрешение линейного отдела Северо-Западного БУГН на внутреннем водном транспорте.
20. Суда, находящиеся в границах Северо-Западного бассейна, могут быть осмотрены работниками Северо-Западного БУГН на внутреннем водном транспорте на готовность их безопасного плавания в границах Северо-Западного бассейна, независимо от срока проверки их в других бассейнах.
21. Владельцы береговых сооружений обязаны оградить защитными козырьками со стороны судового хода яркие огни, ослепляющие судоводителей.
22. Запрещается движение судов и составов при ограниченной видимости менее 1 км (в т.ч. и с использованием РЛС) на следующих участках:
- река Нева и ее дельта: мосты Лейтенанта Шмидта, Тучков — Кривое Колено, Пирогово — Лобаново; Кошкинский фарватер;
- Ладожское озеро: в шхерах и узкостях, включая острова севернее параллели 61°;
- река Свирь: Свирский бар;Лодейное Поле — Мунгала; Толстое — Черный берег; Ровской карьер — створ Остречинский; створ Долгогорский — Вознесенский рейд;
- Волго-Балтийский канал: Вытегорское Озерное устье — Ковжинский бар; Крохинский Брод — 644 км; шлюз № 7 — створ Торово;
- река Волхов: Сиверсов канал — Деревяницы.
23. Запрещается:
- обгон водоизмещающими судами (составами) друг друга, кроме одиночных длиной 50 м и менее, на участках пути, где для них ограничены скорости движения;
- буксировка судов на тросе, под бортом и способом толкания, когда затруднен круговой обзор с поста управления или не обеспечивается видимость навигационных огней и знаков;
- подходить и швартоваться без разрешения диспетчера к пассажирским причалам судам, не занимающимся перевозками пассажиров;
- лов рыбы и установка орудий лова в озерах в пределах системы разделения движения судов, а также на рекомендованных курсах.
- маневрирование на рейдах, движение на участке ВБК между шлюзами № 1—6 порожних самоходных судов и составов грузоподъемностью 2000 тонн и более без принятого балласта или вспомогательного буксировщика.
- стоянка шаланд и других плавсредств у борта дноуглубительного
(дноочистительного) снаряда, а также стоянка судов и плавучих кранов,
занимающихся путевыми работами, когда мимо проходят суда и составы, если
ширина свободной части судового хода менее 25
метров.