Килевая линия в корме должна выводиться на уровень ватерлинии, для обеспечения приемлемых характеристик при движении на малых ходах и предотвращения зарывания носом на волнении на малых ходах отсутствия дифферента на нос на ходу и на «стопе».
Ещё несколько соображений о форме килевой линии: она может формироваться из наклонной прямой форштевня и прямого же киля сопрягаемых по дуге окружности (Рис. 85). Подобная форма, во-первых, обеспечивает высокую технологичность при изготовлении. Во-вторых, позволяет эффективно реализовать «двухрежимность» обводов.
На малых ходах судно, будет иметь ватерлинию, зауженную в корме (Рис. 86), что соответствует движению в водоизмещающем режиме. При увеличении скорости судно получает дифферент на корму. Новая действующая ватерлиния в корме будет широкая, прямоугольной формы, что является оптимальным для глиссирующего режима.
Помимо килевой линии прямолинейной, с подъёмом, начинающимся сразу за скруглённым сопряжением форштевня с килем, возможен и другой вариант, предполагающий наличие цилиндрической вставки (т.е. района с неизменным очертанием шпангоутов), когда подъём к ватерлинии начинается в районе миделя, либо в корму от него.
Рис. 85. Теоретический чертёж лодки «Шкипер-УПРС».
Рис. 86. Форма ватерлинии на малых ходах.
Рис. 87. Форма ватерлинии на больших скоростях.
Подобная форма несколько снижает ходовые качества лодки в режиме глиссирования. Она неприемлема для развитого глиссирования при числах Фруда (по длине) 0,9 и более, что для лодки L=6 м будет составлять 11,87-12,95 уз. Достижение более высоких скоростей в таком случае проблематично. Хотя в целом ходовые качества лодок с такими обводами в различных режимах и с разными движителями (вёсла, парус, подвесной мотор) вполне приемлемые, причём как в водойзмещающем режиме, так и при глиссировании (в его начальной стадии).
В то же время применение подобных обводов, с цилиндрической вставкой, даёт возможность создать, так сказать, весьма «продуктивный» в плане многообразия возможных вариантов теоретический чертёж.
Меняя только длину цилиндрической вставки можно получить корпуса различной длины. Так, из лодки L=3,5 м, В=1,6 м и Нб=0,5 м, без изменения ширины и высоты (борта, получается целое семейство лодок L≤6-7 м. Такой же тип обводов для лодок В=2 м и Нб=0,6 м даёт корпуса L=5-8-9 м. При В=2,5-3,2 м, Нб=0,7-0,9 м возможно построение корпусов в диапазоне L=7-9 до 1=12-14 м.
Описанный здесь подход применён нами при разработке чертежа лодки «Шкипер-РПХЛ»(Рис.88).
Рис. 88. Рабочая шлюпка «Шкипер-РПХЛ».
А вот при построении чертежей лодок «Шкипер-УПРС» (Рис. 89) и «Шкипер-ПХ» (Рис. 90) применены обводы без цилиндрической вставки.
Рис 89. Лодка «Шкипер УПРС». L=6,5 м, Вгаб=2,5 м.
Рис. 90. Лодка «Шкипер-ПХ».
Основные характеристики
L |
3,5 м |
B |
1,6 м |
H |
0,45 м |
T |
0,25 м |
Масса лодки (ориентировочно) |
87 кг |
Вместимость |
3-5 чел. |
Допустимая мощность устанавливаемого подвесного мотора |
5 кВт (7 л.с.) |
Допустимая площадь парусов, до |
4,18 м2 |
Безусловно, в принципе, возможны и другие подходы при построении теоретического чертежа. Однако, мы здесь говорим, прежде всего, о методах наиболее простых и эффективных. И что не менее важно, о методах проверенных.
Так, например, на многих глиссирующих судах для хода с большими числами Фруда применяются обводы, где цилиндрическая вставка от миделя до самого кормового транца (Рис. 91). Но они хороши исключительно для больших скоростей, а при ходе на малых скоростях неэффективны. Да и лодки с такими обводами на малых ходах часто сидят с дифферентом на нос, что для рабочих шлюпок и хозяйственных лодок, как мы выше выяснили, неприемлемо.
Рис. 91. Десантно-высадочная лодка «Rigid raider» (Великобритания)
Основные характеристики
L |
5,82 м |
B |
2,2 м |
H |
1,12м |
T в грузу |
0,45 м |
Полезная нагрузка |
0,9 т |
Допустимая мощность подвесного мотора |
205 кВт |
Материал корпуса - стеклопластик |