Существенным резервом повышения скорости и соответствующей экономии горючего является применение устройств, уменьшающих смоченную поверхность днища и поддерживающих оптимальный ходовой дифферент на всех режимах плавания. К наиболее сложным в изготовлении, относятся подводные крылья, которые дают максимальный прирост скорости лодки. С помощью крыльев можно получить превышение скорости моторной лодки в 1,5-2 раза по сравнению с обычным глиссирующим корпусом без крыльев, а экономия топлива достигает 30-45 %.
Известно, что на остроскулых глиссирующих мотолодках и катерах с килеватостью днища 10° и выше большие массы воды отбрасываются от киля к бортам, что приводит к значительным потерям на трение и волнообразование. Брызги, образующиеся при движении таких лодок, заливают палубу и попадают в кокпит. Одним из эффективных способов уменьшить волнообразование и использовать энергию брызговых струй является установка на днище продольных накладок, или реданов, имеющих специальный профиль.
Глиссирующие катера с малой относительной длиной (L/b ≤ 3) в переходном режиме движения имеют чрезмерный ходовой дифферент, значительно увеличивающий сопротивление. Отгиб днища вниз в кормовой части позволяет существенно уменьшить угол дифферента и, соответственно, сопротивление в переходном режиме.Поскольку каждой скорости соответствует свое, определенное значение угла дифферента, лучше использовать не фиксированный отгиб днища, а управляемые транцевые плиты, которые могут располагаться под наиболее выгодным для каждого режима движения углом.
Как известно, мотолодки с повышенной («Днепр», «Дельта», «Темп», «Ока-4») или средней килеватостью («Сарепта», «Ладога») с полной нагрузкой с трудом выходят на глиссирование. Избавиться от этого недостатка помогают небольшие «крылышки» из алюминиевого сплава, приклепанные к скулам у транца (рис. 100) (разработка Е. Украинцева). Подробнее...
Еще одно устройство для уменьшения дифферента — это « Тримплен» — плита, которая крепится на кавитационной плите подвесного мотора. «Тримплен» начали выпускать в США довольно давно и в настоящее время его поставляют как отдельно, так и в комплекте с некоторыми моторами (рис. 101).