animateMainmenucolor
Главная / Лодки / Рабочие лодки / Типы рабочих шлюпок

Типы рабочих шлюпок и лодок

Обзор типов рабочих шлюпок и лодок

Рассмотрим основные типы судов, используемые в качестве рабочих шлюпок и лодок, либо предлагаемых к применению в качестве таковых. Это могут быть следующие архитектурно-конструктивные типы.

  • Лодки с обводами типа джонбот - предельно простые обводы обеспечивают низкую стоимость, вследствие высокой технологичности постройки. Лодкам присуща приемлемая остойчивость при В≥1,6 м, обладают хорошими ходовыми качествами под мотором в условиях отсутствия волнения.

  • Глиссирующие обводы катамаранного типа - существует несколько типов подобных обводов: с острыми бортовыми килями и с килями снабжёнными гидролыжами. Обладают повышенной поперечной остойчивостью. Два длинных киля и погруженные в воду прямостенные борта способствуют хорошей устойчивости на курсе. Обладают малым временем выхода на глиссирование.

  • Тримаранные обводы - обеспечивают высокие показатели остойчивости и хорошие ходовые качества под моторами. Так лодка «Бостонский китобой» (рис. 14) со следующими характеристиками: L=5,02 м, В=1,88 м мри водоизмещении 600 кг (масса груза 230 кг), с подвесным мотором мощностью 73 кВт показывает скорость в 32,3 уз.

  • «Остроскулые» глиссирующие обводы  могут варьироваться в достаточно широких пределах, однако для рассматриваемого класса судов интерес представляют корпуса с соотношениями главных размерений: L/B=2-3,6; В/Н = 2,5-4, с углом килеватости на транце не более 15°.

  • Глиссирующие обводы «круглоскулого» типа характеризуются тем же качествами, что и остроскулые, с той разницей, что они в меньшей мер способны противостоять бортовой качке, а потому отличаются валкостью, это для рабочих шлюпок крайне не желательно.

  • Шлюпочные обводы (с вельботной и транцевой кормой) как с вельботной, так и с транцевой кормой являются наименее приемлемыми для судов рассматриваемого класса. Эти обводы оптимальны для движения на вёслах и под парусом, с относительно небольшими скоростями.

  • Промысловые боты, рассматривая обводы промысловых лодок традиционных типов, прежде всего, следует выделить тип судна широко распространённый на Востоке. Данный тип известен с XIV века. Наиболее характерным представителем является японский промысловый бот «Ямато» (Рис. 41) и его современные варианты (Рис. 42).